Федресурс: кто и какие сведения должен публиковать в реестре?
+7 (473) 20-30-161
8 (495) 118-27-79

Федресурс:
кто и какие сведения должен публиковать в реестре?

С начала 2013 г. у представителей бизнес - сообщества появилась обязанность вносить в иной, отличный от ЕГРЮЛ, специальный реестр сведения о юридически значимых событиях, происходящих в деятельности юридических лиц.

Тогда в законе о государственной регистрации юридических лиц и ИП появилась статья 7.1, которая именует этот реестр как «единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности». Иначе его называют «единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц» (ЕФРСДЮЛ) или Федресурс — по названию сайта в сети Интернет (http://www.fedresurs.ru).

Обязанность внесения сведений в ЕФРСДЮЛ предусмотрена как самим законом о государственной регистрации юридических лиц и ИП, так и иными нормативно-правовыми актами.

Представляется, что законодатель созданием упомянутого информационного ресурса решил два вопроса. Во-первых, деятельность юридических лиц стала более открытой и прозрачной. Во-вторых, данная информационная площадка позволяет в режиме реального времени получить сведения о контрагентах для оценки кредитных и прочих рисков без дополнительных издержек.


Автор статьи:

Нерезов Виталий

эксперт, АУ "НП ЦФОП АПК"


1
Сведения из ЕГРЮЛ
налоговая служба размещает самостоятельно

Налоговая служба как регистрирующий орган самостоятельно вносит юридически значимые факты деятельности организаций в информационный реестр не позднее чем в течение 5 рабочих дней после внесения этих фактов в ЕГРЮЛ.

К таким фактам относятся записи: о создании юридического лица (в том числе путем реорганизации), о начале процесса реорганизации и ликвидации, об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ или его ликвидации, об уменьшении или увеличении уставного капитала, о принятии решения об изменении адреса организацией и о таком изменении, о смене руководителя, о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Также регистраторы обязаны отразить в ЕФРСДЮЛ сведения о своем намерении исключить организацию из ЕГРЮЛ и о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.


2
Сведения, которые в соответствии
с законом о госрегистрации юр. лиц
мы должны размещать самостоятельно

Организации и ИП обязаны размещать следующие сведения, предусмотренные ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»:

Во-первых, необходимо опубликовать сведения о стоимости чистых активов акционерного общества. Стоимость чистых активов ООО публикуется в случаях, предусмотренных Законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Во-вторых, сообщения в реестре размещаются в ситуации, связанной с потенциальным банкротством компании. В частности, при возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о банкротстве. Если же банкротство уже стартовало введением процедуры наблюдения, то сведения об этом также подлежат размещению.

В-третьих, если законом установлена обязанность по раскрытию финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в СМИ.

В-четвертых, компания обязана разместить в электронном реестре сообщение о передаче движимого имущества в залог.

В-пятых, события, связанные с получением лицензии, приостановлением, возобновлением действия лицензии, переоформлением лицензии, ее аннулированием или прекращением.

В-шестых, сообщения о выдаче независимой гарантии с указанием регистрационных данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;

В-седьмых, сообщения о заключении договора финансирования под уступку денежного требования между юридическими лицами или ИП.




3
Обязанность по размещению,
предусмотренная специальными законами

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, на которых обязанность по размещению сведений в «федресурсе» возложена иными законами, опубликовывают такие сведения в течение 3 рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.

Перечень фактов, обязанность по размещению которых установлена особыми законами, носит исключительный характер.

  • Так, статьей 94 Закона об исполнительном производстве предусмотрена обязанность должника по исполнительному производству уведомить своих кредиторов об обращении судебным приставом взыскания на определенное недвижимое имущество, имущественные права и прочее имущество. В сообщении на «федресурсе» должны быть указаны размер требований и очередность обращения взыскания на имущество.
  • В целях обеспечения информационной открытости процедуры оценки имущества, имущественных прав в случаях проведения оценки, предусмотренных рядом законов (например, Законы об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о производственных кооперативах и другие), заказчик оценки обязан включить отчетную информацию об оценке в течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета об оценке. Такую обязанность вменяет Закон об оценочной деятельности в РФ (ст.8.1 закона).
  • После проведения обязательного аудита на предприятии, в ЕФРСДЮЛ нужно разместить основные и регистрационные данные как самой компании, так и лиц, проводивших аудит, и данные о самом аудите. Дополнительно нужно приложить бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в отношении которой провели аудит. Данные мероприятия регламентируются ч. 6 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности.
  • На основании ч. 5 ст. 5 Закона о саморегулируемых организациях при вступлении в члены саморегулируемой организации или при прекращении такого членства в реестре юридически значимых фактов необходимо опубликовать сообщение об этом. Это касается и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, и граждан.
  • Как гласит статья 10 Закона о финансовой аренде (лизинге), в случае приобретения юридическим лицом или гражданином имущества по договору финансовой аренды (лизинга), такое лицо в обязательном порядке вносит в ЕФРСДЮЛ сведения о заключении указанного договора с упоминанием всех обязательных условий договора и индивидуализирующих имущество признаков.


4
Раскрытие информации
при банкротстве

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России №178 от 05.04.2013г. у ЕФРСДЮЛ имеется составная часть – единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), учитывающий и включающий в себя вопросы банкротной специфики.

Сообщения подлежат публикации в реестре и саморегулируемыми организациями, и арбитражными управляющими, и операторами электронных торговых площадок, и организаторами торгов, и Агентством по страхованию вкладов, и ФНС, и ФССП, и Банком России.

Упомянутый ресурс позволяет третьим лицам, участникам банкротства (должникам, кредиторам), самому арбитражному управляющему полностью отслеживать судьбу предприятия – банкрота или гражданина.едпочтением; - отсутствии документов бухгалтерского учета и отчетности, искажении или отсутствии в них установленных законом данных.

Здесь размещается многочисленное количество публикаций (о собраниях и комитетах кредиторов, о составе, стоимости и реализации имущества банкрота, о признаках фиктивного и преднамеренного банкротства, об оспаривании сделок арбитражным управляющим, о привлечении лиц к субсидиарной ответственности). Отдельно публикуются итоговые и промежуточные отчеты по конкретным процедурам банкротства, информация для участников строительства и сведения о банкротстве финансовых и кредитных организаций.

Дополнительно существует возможность ознакомления с каталогом арбитражных управляющих с подробной информацией о них, с перечнем саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, торговых площадок и организаторов торгов.




5
Пределы ответственности
за отказ от размещения
сведений в ЕФРСДЮЛ

При нарушении обязанности по размещению сведений о юридически значимых фактах в ЕФРСДЮЛ рублем ответит руководитель компании. Так, за игнорирование требований закона предусмотрен штраф в размере от 5 000 до 10 000 тысяч рублей. Аналогичная ответственность на руководителя компании возлагается при размещении недостоверных сведений (ч. 7 ст. 14.25 КоАП РФ).

За повторное совершение данного правонарушения должностное лицо отделается штрафом в размере от 10 000 до 50 000 рублей. По усмотрению административного органа возможно применение дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

В случае нарушения сроков размещения сообщения в специальном реестре, ответственность значительно мягче. Для должностного лица предусмотрен штраф в размере 5 000 рублей либо предупреждение.


Сведений о юридически значимых событиях, которые подлежат публикации в Федресурсе, все больше. Сроки, порядок публикаций и ответственность детально регламентированы законом. Хотя активности в вопросе привлечения к административной ответственности не наблюдается, настоятельно рекомендуем определить для своей фирмы или ИП перечень фактов, которые необходимо раскрывать перед третьими лицами.

Постарайтесь подготовиться заранее. Рано или поздно начнут привлекать и за это.


Заявка на бесплатную консультацию

+7 (473) 25-56-064, 8 (495) 118-27-79, info@centraldep.ru