Коммерческая тайна.
Что делать, если ваши секреты кто-то узнал?!

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
20 Апр 2017

Вы оказались в неприятной ситуации: экономически привлекательная информация попала не в те руки. А ведь эта эфемерная составляющая вашего дела может стоить огромных денег. Возникают вопросы: что делать? кто виноват? можно ли было избежать данной ситуации?

К сожалению, этими вопросами задаются постфактум. Но как показывает практика, защитить коммерческую тайну при отсутствии заранее проработанной стратегии практически невозможно. Здесь необходима работа на опережение.

Итак, обо всём по порядку.


юрист ЮК "ЦО"

Под грифом «секретно»

Коммерческая тайна – явление многоплановое и крайне разнообразное. Она представляет собой режим конфиденциальности информации, при котором её обладатель при реальных или потенциальных условиях имеет возможность увеличить свои доходы либо сократить расходы, а также сохранить положение на рынке или получить иную экономическую выгоду.

Главное содержательное понятие в определении – информация, играющая ключевую роль в вашем бизнесе. Информация, в отношении которой устанавливается режим коммерческой тайны — это сведения любого характера, в отношении которых обладателем таких сведений введён режим коммерческой тайны (производственные, технические, экономические, организационные и любые другие, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, о рыночной стратегии и т.п.), которые имеют действительную или потенциальную ценность в силу их неизвестности третьим лицам, поскольку у посторонних нет свободного доступа к ним на законном основании.

Перечень сведений, составляющих вашу коммерческую тайну, вы определяете сами, однако помните, что засекречивать можно далеко не всё. Определённый класс сведений не может составлять тайну фирмы. К таким сведениям можно отнести данные, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, о системе оплаты труда, сведения о загрязнении окружающей среды и многие другие, априори являющиеся общедоступными (ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне»). Данный тезис подтверждён многочисленной судебной практикой. Например, см. Постановление АС УО от 26 июля 2016 г. по делу №А50-19225/2015, Постановление ФАС Центрального округа от 20 мая 2014 г. по делу N А36-4477/2013.


Виды ответственности и вопрос доказывания

Увы, это произошло. Вы узнали (неважно, из каких источников) о том, что ваша информация «ушла погулять» на сторону. Необходимо выявить нарушителя, установить факт разглашения информации и привлечь к ответственности виновного.
Какая ответственность ждёт нарушителя?

  • дисциплинарная (увольнение, ст.ст. 81, 192 ТК РФ);
  • материальная (ст.ст. 243, 248 ТК РФ);
  • гражданско-правовая (ст.ст. 15, гл. 59 и ч. 4 ГК РФ - касательно защиты нарушенных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
  • административная (ст.ст. 13.14, 14.10 14.33, 15.21 КоАП РФ);
  • уголовная (ст. 183 УК РФ, а также гл.23 УК РФ).

Что нужно доказать, чтобы привлечь виновного работника к ответственности и взыскать с него убытки?

Наличие ущерба (т.е. было что нарушать), его размер, противоправный характер (корыстная цель - заинтересованность нарушителя в передаче конфиденциальных данных третьим лицам, что требует отдельного доказывания), факт разглашения конфиденциальной информации (т.е. нарушение режима, причём только умышленное), принятие держателем информации всех необходимых мер для защиты ценных сведений, а также причинно-следственная связь между наличием и размером убытков и действиями конкретного лица. Например, см. апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда по делу №N 33-17808/2016 от 27 сентября 2016 г.

Для того чтобы установить наличие ущерба и его размер, необходимо введение режима коммерческой тайны, для установления факта разглашения – служебное расследование, оформленное в надлежащем виде. Передача конфиденциальных данных виновного лица в пользу конкурента должна быть исчерпывающим образом доказана. Например, факт заключения договоров контрагентами не с вами, а с конкурирующей организацией сам по себе не является достаточным доказательством незаконных действий (см. постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 августа 2016 г. по делу №А06-9624/2015).


Как компенсировать причиненные убытки?

Самый распространенный способ защиты – через суд. Проще всего, как ни странно, с объектами интеллектуальных прав. Здесь на вашей стороне и утвержденный режим конфиденциальности, и публичная защита государства.

Если же речь о чём-либо другом (например, о технологиях производства или тактике ведения торговли/отношений с контрагентами), то здесь подсчитать убытки гораздо труднее. В данном случае потребуется комплексная судебная экспертиза (дорогое удовольствие, но практически единственный вариант).

Доказав, указанную выше совокупность, а также свои права на разглашённую информацию, вы можете через суд требовать с нарушителя взыскания причиненных убытков (ст.15 ГК РФ), а также защищать деловую репутацию организации, если она подверглась посягательствам со стороны (ст. 152 ГК РФ).

В качестве одного из способов воздействия на нарушителя конфиденциальности ваших данных — обязание его не использовать в своём обороте полученную информацию. См., например определение ВАС РФ от 02.04.2014 г. по делу №ВАС-3482/14


Si vis pacem, para bellum

Когда «всё же случилось», у нас возникает последний вопрос, возможно, самый сложный и самый востребованный: можно ли было избежать подобных эксцессов и как это сделать?

Первое.
Необходимо правильно оформить сам режим коммерческой тайны. Для этого предполагается принятие определённых мер, таких как: разработка положения о коммерческой тайне на предприятии; формирование списка и содержательной части сведений, составляющих коммерческую тайну; фиксация этих сведений на носителях; постановка грифа «Коммерческая тайна» на носителях, содержащих соответствующую информацию; ознакомление под роспись сотрудников с данным списком и порядком работы с конфиденциальными данными; подписание с сотрудниками соглашения о неразглашении данных сведений третьим лицам; обеспечение доступа и условий работы с данными, исключающими постороннее вмешательство; установление уровней доступа к той или иной информации и пр. Ошибки на данном этапе критичны, они лишат вас защиты в суде. (см. например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2017 г. по делу №А56-84211/2014).

Второе.
Не пытайтесь засекретить всё и вся. Не получится. И нецелесообразно: расходы на установление режима коммерческой тайны больше, а риски разглашения выше. Поэтому «секретами» должна становиться только поистине ценная информация. Кроме того, как уже было указано выше, определенная информация в силу закона не может получить статус коммерческой тайны, как бы вам этого не хотелось.

Третье.
В ходе оценки причинённого ущерба возникают трудности, связанные с определением его размера. Если вы взыскиваете прямой ущерб с работника, то желательно внести ваши интеллектуальные разработки на баланс фирмы в качестве нематериального актива (данная методика изложена в Приказе Минфина России от 27.12.2007 N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ14/2007)»). Кроме того, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, пользуйтесь системой патентов, лицензионных договоров. Все это дает возможность получить в суде дополнительные доказательства размера причинённого ущерба.


Все больше возрастающая конкуренция порождает необходимость защиты интеллектуальной собственности и информации. Озаботившись этим вопросом сегодня, с одной стороны, вы закладываете фундамент неразглашения ваших ценных данных, с другой — обеспечиваете себя доказательствами в суде установления и соблюдения режима коммерческой тайны.


Заявка на консультацию
Подписаться на рассылку по e-mail

* укажите Вашу электронную почту и получите все материалы по теме