Юридические приёмы для бизнеса
+7 (473) 20-30-161
+7 (495) 118-27-79

Коммерческая тайна.
Что делать, если ваши секреты кто-то узнал?!

Вы оказались в неприятной ситуации: экономически привлекательная информация попала не в те руки. А ведь эта эфемерная составляющая вашего дела может стоить огромных денег. Возникают вопросы: что делать? кто виноват? можно ли было избежать данной ситуации?

К сожалению, этими вопросами задаются постфактум. Но как показывает практика, защитить коммерческую тайну при отсутствии заранее проработанной стратегии практически невозможно. Здесь необходима работа на опережение.

Итак, обо всём по порядку.


Автор статьи:

Кораблин Артем

юрист ЮК "Центральный округ"


1
Под грифом «секретно»

Коммерческая тайна – явление многоплановое и крайне разнообразное. Она представляет собой режим конфиденциальности информации, при котором её обладатель при реальных или потенциальных условиях имеет возможность увеличить свои доходы либо сократить расходы, а также сохранить положение на рынке или получить иную экономическую выгоду.

Главное содержательное понятие в определении – информация, играющая ключевую роль в вашем бизнесе. Информация, в отношении которой устанавливается режим коммерческой тайны — это сведения любого характера, в отношении которых обладателем таких сведений введён режим коммерческой тайны (производственные, технические, экономические, организационные и любые другие, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, о рыночной стратегии и т.п.), которые имеют действительную или потенциальную ценность в силу их неизвестности третьим лицам, поскольку у посторонних нет свободного доступа к ним на законном основании.

Перечень сведений, составляющих вашу коммерческую тайну, вы определяете сами, однако помните, что засекречивать можно далеко не всё. Определённый класс сведений не может составлять тайну фирмы. К таким сведениям можно отнести данные, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, о системе оплаты труда, сведения о загрязнении окружающей среды и многие другие, априори являющиеся общедоступными (ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне»). Данный тезис подтверждён многочисленной судебной практикой. Например, см. Постановление АС УО от 26 июля 2016 г. по делу №А50-19225/2015, Постановление ФАС Центрального округа от 20 мая 2014 г. по делу N А36-4477/2013.


2
Виды ответственности и вопрос доказывания

Увы, это произошло. Вы узнали (неважно, из каких источников) о том, что ваша информация «ушла погулять» на сторону. Необходимо выявить нарушителя, установить факт разглашения информации и привлечь к ответственности виновного. Какая ответственность ждёт нарушителя?

  • дисциплинарная (увольнение, ст.ст. 81, 192 ТК РФ);
  • материальная (ст.ст. 243, 248 ТК РФ);
  • гражданско-правовая (ст.ст. 15, гл. 59 и ч. 4 ГК РФ - касательно защиты нарушенных прав на результаты интеллектуальной деятельности);
  • административная (ст.ст. 13.14, 14.10 14.33, 15.21 КоАП РФ);
  • уголовная (ст. 183 УК РФ, а также гл.23 УК РФ).
Что нужно доказать, чтобы привлечь виновного работника к ответственности и взыскать с него убытки?

Наличие ущерба (т.е. было что нарушать), его размер, противоправный характер (корыстная цель - заинтересованность нарушителя в передаче конфиденциальных данных третьим лицам, что требует отдельного доказывания), факт разглашения конфиденциальной информации (т.е. нарушение режима, причём только умышленное), принятие держателем информации всех необходимых мер для защиты ценных сведений, а также причинно-следственная связь между наличием и размером убытков и действиями конкретного лица. Например, см. апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда по делу №N 33-17808/2016 от 27 сентября 2016 г.

Для того чтобы установить наличие ущерба и его размер, необходимо введение режима коммерческой тайны, для установления факта разглашения – служебное расследование, оформленное в надлежащем виде. Передача конфиденциальных данных виновного лица в пользу конкурента должна быть исчерпывающим образом доказана. Например, факт заключения договоров контрагентами не с вами, а с конкурирующей организацией сам по себе не является достаточным доказательством незаконных действий (см. постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24 августа 2016 г. по делу №А06-9624/2015).




3
Как компенсировать причиненные убытки?

Самый распространенный способ защиты – через суд. Проще всего, как ни странно, с объектами интеллектуальных прав. Здесь на вашей стороне и утвержденный режим конфиденциальности, и публичная защита государства.

Если же речь о чём-либо другом (например, о технологиях производства или тактике ведения торговли/отношений с контрагентами), то здесь подсчитать убытки гораздо труднее. В данном случае потребуется комплексная судебная экспертиза (дорогое удовольствие, но практически единственный вариант).

Доказав, указанную выше совокупность, а также свои права на разглашённую информацию, вы можете через суд требовать с нарушителя взыскания причиненных убытков (ст.15 ГК РФ), а также защищать деловую репутацию организации, если она подверглась посягательствам со стороны (ст. 152 ГК РФ).

В качестве одного из способов воздействия на нарушителя конфиденциальности ваших данных — обязание его не использовать в своём обороте полученную информацию. См., например определение ВАС РФ от 02.04.2014 г. по делу №ВАС-3482/14


4
Si vis pacem, para bellum

Когда «всё же случилось», у нас возникает последний вопрос, возможно, самый сложный и самый востребованный: можно ли было избежать подобных эксцессов и как это сделать?

Первое.
Необходимо правильно оформить сам режим коммерческой тайны. Для этого предполагается принятие определённых мер, таких как: разработка положения о коммерческой тайне на предприятии; формирование списка и содержательной части сведений, составляющих коммерческую тайну; фиксация этих сведений на носителях; постановка грифа «Коммерческая тайна» на носителях, содержащих соответствующую информацию; ознакомление под роспись сотрудников с данным списком и порядком работы с конфиденциальными данными; подписание с сотрудниками соглашения о неразглашении данных сведений третьим лицам; обеспечение доступа и условий работы с данными, исключающими постороннее вмешательство; установление уровней доступа к той или иной информации и пр. Ошибки на данном этапе критичны, они лишат вас защиты в суде. (см. например, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2017 г. по делу №А56-84211/2014).

Второе.
Не пытайтесь засекретить всё и вся. Не получится. И нецелесообразно: расходы на установление режима коммерческой тайны больше, а риски разглашения выше. Поэтому «секретами» должна становиться только поистине ценная информация. Кроме того, как уже было указано выше, определенная информация в силу закона не может получить статус коммерческой тайны, как бы вам этого не хотелось.

Третье.
В ходе оценки причинённого ущерба возникают трудности, связанные с определением его размера. Если вы взыскиваете прямой ущерб с работника, то желательно внести ваши интеллектуальные разработки на баланс фирмы в качестве нематериального актива (данная методика изложена в Приказе Минфина России от 27.12.2007 N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ14/2007)»). Кроме того, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, пользуйтесь системой патентов, лицензионных договоров. Все это дает возможность получить в суде дополнительные доказательства размера причинённого ущерба.



Все больше возрастающая конкуренция порождает необходимость защиты интеллектуальной собственности и информации. Озаботившись этим вопросом сегодня, с одной стороны, вы закладываете фундамент неразглашения ваших ценных данных, с другой — обеспечиваете себя доказательствами в суде установления и соблюдения режима коммерческой тайны.


Заявка на бесплатную консультацию

+7 (473) 25-56-064, +7 (495) 118-27-79, info@centraldep.ru