Перевозка – одна из многогранных и плохо систематизированных тем в судебной практике. Сложно прогнозировать исход спора из договора перевозки, потому что подходы судов далеки от единообразия, а участники отношений порой подписывают документы, которым сложно дать правовую оценку (правильно квалифицировать договор, передаточный документ, установить полномочия лица и др.).

В статье я поверхностно затрону основные проблемы перевозочного процесса, дам рекомендации, как избежать очевидных ошибок. Текст опирается не законодательство и судебную практику на сентябрь 2018 года, в т.ч. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. №26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.


Автор статьи:

Халяпов Павел

адвокат

1
Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования - обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).

Наконец-то на уровне высших судебных инстанций получила свое разрешение ситуация, когда перевозчик привлекает фактического исполнителя (второго перевозчика). Договорная структура получается следующей: 1) есть договор перевозки между грузоотправителем и первым перевозчиком, 2) договор перевозки между первым и вторым перевозчиками и 3) транспортная накладная между грузоотправителем и вторым перевозчиком (на основании п. 2 ст. 785 ГК РФ подтверждает заключение договора перевозки). Суд установил неформальный «приоритет» подписанных договоров перевозки над транспортной накладной. И в подобных ситуациях фактический исполнитель вправе требовать оплаты от первого перевозчика, но не от грузоотправителя (п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.).


2
Договорная ответственность в автоперевозках

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.

Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица

Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.

Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).

Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения

Нарушение условий договора контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.

Непреодолимая сила.

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Нарушение условий договор контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.

Другие основания для привлечения к ответственности участников перевозки.

Основание Участник перевозки Размер ответственности
невывоз груза (п. 1 ст. 34 УАТ) перевозчик 20% провозной платы + убытки
несвоевременное предоставление транспортного средства для перевозки груза (п. 3 ст. 34 УАТ) перевозчик 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки
просрочка доставки груза (п. 11 ст. 34 УАТ) перевозчик 9% провозной платы за каждые сутки просрочки (ограничено размером провозной платы) + убытки
непредъявление для перевозки груза (п. 1 ст. 35 УАТ) грузоотправитель 20% провозной платы + убытки
неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза (п. 3 ст. 35 УАТ) грузоотправитель 20% провозной платы + убытки
задержка (простой) транспортных средств, поданных под погрузку/выгрузку (п. 4 ст. 35 УАТ) грузоотправитель / грузополучатель 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки

В договоре перевозки стороны могут предусмотреть иной размер ответственности за любое из указанных нарушений. Но имейте в виду, что если договор «умолчал» о другом размере ответственности по одному из оснований, то будут действовать положения закона.


3
Административная ответственность за перегруз

Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

*допустимые значения определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"

За каждое единичное нарушение к ответственности будут привлечены водитель, перевозчик и грузоотправитель. Последний вправе при рассмотрении административного материала представить документы, подтверждающие, что погрузку осуществил не он (к примеру, есть договор со специализированной организацией или погрузку осуществлял перевозчик собственными силами). Во всех остальных случаях после уплаты штрафа перевозчик/грузоотправитель могут предпринять попытку взыскать убытки (размер штрафа) с контрагента по договору перевозки. К убыткам могут быть отнесены и суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда дорогам РФ на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".

Каким образом снизить штраф:

  • найти процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении или контрольном взвешивании;
  • доказать, что осуществляло погрузку груза иное лицо;
  • оплатить штраф в течение 20 дней со скидкой 50% (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ);
  • собрать доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица (п. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Итак, все проблемы грузоотправителей и перевозчиков возникают из-за неправильного или легкомысленного оформления документов: договора, заявки на перевозку, транспортной и товарной накладной.

Просчитывайте возможные последствия заранее. Проверяйте свой документооборот в перевозках. Для грамотного и безрискового выстраивания отношений с участниками автоперевозок обращайтесь к квалифицированным юристам.


Заявка на бесплатную консультацию
Подписаться на рассылку по e-mail