Аналитика

Правовое регулирование криптовалют (Bitcoin, Ethereum и т.п.)

29 января 2018

Интерес к криптовалютам только растет. Все больше людей рассматривают ее как инструмент инвестирования, а некоторые — и как средство платежа.

Там, где есть финансовый интерес и реальные отношения между субъектами, должно быть правовое регулирование. Отечественный законодатель не спешит определять «правила игры» с криптовалютой, и это порождает все больше и больше вопросов.

В настоящем приеме мы остановимся на правовой природе криптовалюты, изучим насущные вопросы правового регулирования и налогообложения операций, защиты прав владельцев криптовалюты, в том числе в суде.

Итак, давайте разбираться.

Что стоит понимать под криптовалютой?

Для того, чтобы регулировать что-то, необходимо понимать, с чем мы имеем дело. Ключевой проблемой в регулировании криптовалют является отсутствие закрепления в нормативных актах РФ самого понятия криптовалюты.

Внимание на криптовалюту обращали многие государственные органы, среди которых Центробанк, Налоговая служба, Росфинмониторинг, Министерство финансов. При этом все они давали криптовалютам критическую оценку. Так, в Информации Банка России от 27.01.2014 г. криптовалюты были фактически названы денежными суррогатами, выпуск которых на территории РФ запрещен согласно ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Аналогичной позиции придерживался Росфинмониторинг в своем Информационном сообщении от 6 февраля 2014 г.

Проблема заключается еще и в том, что даже определение денежных суррогатов, которыми Банк России называет криптовалюты, также отсутствует, вследствие чего невозможно говорить о том, подлежат ли криптовалюты запрету как разновидность денежных суррогатов.

Если говорить о том, что считают криптовалютой в мире, то это разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах, а учет ее децентрализирован.

Какова правовая природа криптовалют?

Возможных вариантов несколько – это может быть валюта, ценная бумага, товар (электронный). Федеральная Налоговая служба в своем Письме от 3 октября 2016 г. N ОА-18-17/1027 указывала, что операции, связанные с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты Российской Федерации, являются валютными операциями, порядок проведения которых установлен Законом N 173-ФЗ, и должны осуществляться через счета резидентов, открытые в уполномоченных банках. То есть при отношении к криптовалютам как к денежным суррогатам налоговая дает разъяснения, каким образом всё-таки должны осуществляться операции по их приобретению или реализации.

На наш взгляд, более близким как для понимания сущности криптовалют, так и для их регулирования является подход, отраженный в Проекте Федерального Закона «О регулировании децентрализованного виртуального имущества». Он был разработан инициативной группой игроков на рынке криптовалют. В Проекте криптовалюту рассматривают как имущество в цифровой форме, не номинированное в валюте Российской Федерации или иностранных государств, которое может быть использовано неопределенным кругом лиц для заключения сделок менового характера.

Кроме самого определения криптовалюты, важнейшим является также предложение определить природу сделок с ней, как носящих меновый характер. Это позволит квалифицировать криптовалюту как иное имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ и понять сущность правоотношений, в которых она используется. Отметим, что такой подход означает отсутствие обязательности принятия криптовалюты как средства платежа, но предоставляет свободу субъектам в совершении сделок.

Запрещены ли криптовалюты к обороту в России?

В Информации Банка России от 27.01.2014 г. Центробанк предусмотрительно не стал говорить о запрете оборота криптовалюты, но указал на то, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Об отсутствии запрета в законодательстве Российской Федерации на проведение российскими гражданами и организациями операций с использованием криптовалюты указывала и Федеральная налоговая служба в письме от 3 октября 2016 г. N ОА-18-17/1027.

При этом, несмотря на отсутствие запрета на оборот криптовалют, существует фактический запрет на распространение информации о них. Суды повсеместно принимают решения о том, что информация о криптовалютах является запрещенной к распространению на территории РФ, а на основании этого блокируются соответствующие сайты (см. Решение Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга 16 мая 2017 г. по делу № 2-1993/2017, Решение Наримановского районного суда Астраханской области от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-105/2017).

Подлежат ли операции с криптовалютой налогообложению?

Ввиду отсутствия регулирования оборота криптовалюты возникает пробел в учитывании доходов, полученных при операциях с ними, для целей налогообложения.

На данный момент единственным источником, позволяющим внести какую-то ясность в этот вопрос, является письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 03-04-05/66994, в котором говорится о том, следует ли с операций с криптовалютой уплачивать налог на доходы физических лиц. В письме указывается на отсутствие особого порядка налогообложения доходов при совершении операций с биткойнами в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового Кодекса РФ. При этом Министерство считает, что если у лиц, осуществляющих операции с криптовалютами, возникает экономическая выгода в денежной или натуральной форме и ее возможно оценить, то физические лица, получающие вознаграждения на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Выходит, что в отсутствие фактического правового регулирования оборота криптовалют все равно есть необходимость уплачивать налоги.

Есть ли реальный механизм защиты прав владельцев криптовалют?

При фактическом непридании криптовалютам какого-либо статуса субъекты, использующие их, не могут полагаться на судебную защиту своих прав в связи с тем, что не определено, что есть право на криптовалюту.

При фактическом непридании криптовалютам какого-либо статуса субъекты, использующие их, не могут полагаться на судебную защиту своих прав в связи с тем, что не определено, что есть право на криптовалюту.

Например, если стороны договорились, что одна из них осуществит оплату в биткойнах, и обе стороны надлежащим образом исполнят свои обязательства, то для суда в таком деле не будет установленным факт оплаты. Суды критически оценивают возможность исполнения обязательства криптовалютой и, кроме того, не разъясняют, что необходимо представить стороне, чтобы подтвердить реальное исполнение (Постановление Шестого Арбитражного Апелляционного суда № 06АП-552/2016 от 01.04.2016 г., Постановление Шестого Арбитражного Апелляционного суда № 06АП-2802/2016 от 28.06.2017 г.).

Таким образом, в настоящий момент существует много пробелов в правовом регулировании криптовалют. Банк России в своей Информации от 04.09.2017 г. "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)" остался верен своей позиции, изложенной в 2014 году, а также указал на то, что большинство операций с криптовалютами совершается вне правового регулирования Российской Федерации.

В связи с этим мы рекомендуем учитывать следующие риски, которые несут субъекты, осуществляющие операции с использованием криптовалют:

  1. Они могут считаться вовлеченными в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  2. При нарушении их прав по сделкам, в которых использовалась в качестве средства платежа криптовалюта, либо по сделкам, направленным на ее приобретение или отчуждение, они лишаются возможности реальной судебной защиты своего права.
  3. В случае создания схемы по обналичиванию криптовалют (или осуществления иных банковских операций) существует возможность привлечения к уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность (ст. 172 Уголовного Кодекса РФ).
Поделиться:
руководитель практики интеллектуальной собственности и ТМТ
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*