Вклад креативной индустрии в российскую экономику составляет примерно 5% ВВП или более 6 триллионов рублей. Иными словами, компании из креативной индустрии зарабатывают каждый двадцатый рубль в стране.

С юридической точки зрения сложности индустрии вызваны:

  • Сложностью в закреплении исключительных прав на нематериальные активы. В основе креативной индустрии лежит создание, использование и монетизация интеллектуальной собственности. Постоянно требуется доказывать наличие прав на эти активы и защищать их от несанкционированного копирования.
  • Децентрализованностью проектных команд. Исполнители и подрядчики могут находиться в разных частях мира, что усложняет расчеты, налогообложение и учет прав на результаты интеллектуальной деятельности.
  • Глобальным характером рынка. Креативная индустрия не связана границами и может взаимодействовать с клиентами в любой точке мира. Обратной стороной глобального рынка является необходимость учитывать законодательство разных стран при исполнении даже незначительных по сумме сделок.
  • Необходимостью привлекать инвесторов. Примерно 8 из 10 проектов в сфере создается для привлечения инвесторов и последующей продажи. Это требует еще до запуска креативного проекта оптимизировать его структуру для упрощения получения инвестиций

Юридическая компания «Центральный округ» обеспечивает правовое сопровождение проектов в сфере креативных индустрий, помогая создателям не отвлекаться на юридические проблемы, а сэкономленное время уделять творчеству.

Среди наших клиентов

креативные и продакшн компании
архитектурные бюро и дизайнерские студии
разработчики игрового софта и приложений
концертные агентства и объединения
кинокомпании и анимационные студии
издательства и авторы

отраслевые решения

  1. Регистрация ПО в реестре отечественного ПО
    • Для применения льгот по НДС и получения налоговых льгот для некоторых проектов (например, образовательных платформ) монетизируемое программное обеспечение должно быть внесено в реестр отечественного ПО. Для этого требуется сформировать пакет документов, в том числе подтверждающих наличие прав у компании на вносимое в реестр ПО.
  2. Получение статуса резидента Сколково
    • Ключевым для получения статуса резидента является составление заявки, подтверждающей уникальность и возможности монетизации проекта, которым занимается потенциальный резидент Сколково. Представители креативных индустрий также могут стать резидентами Сколково: например, образовательные проекты, стриминговые сервисы и создатели видеоконтента.
  3. Очистка прав
    • Использование чужих результатов интеллектуальной деятельности влечет риски штрафов и убытков. Чтобы их избежать, необходимо найти правообладателя, заключить лицензионный договор или получить согласие на использование результата интеллектуальной деятельности. В случае, если в видеоролике использованы чужие товарные знаки или нарезка видео и фото чужих правообладателей, это грозит иском и денежными потерями. Лучше заранее очистить права на контент, чтобы избежать убытков.
  4. Аккредитация и сопровождение IT-компаний
    • Выявление и оформление дохода, необходимого для аккредитации и применения налоговых льгот. Формирование договорной обвязки, внедрение бизнес-процессов, упрощающих получение аккредитации и позволяющих применять IT-льготы. Консультирование бухгалтерии по правильному учету доходов для целей аккредитации и применения налоговых льгот.
  5. Внедрение партнерских и бонусных программ
    • Неправильно внедренная бонусная, скидочная или партнерская программа приводит к налоговым рискам и дополнительным затратам. Для снижения рисков требуется комплексный анализ такой программы и правильное ее оформление. «Кривая» реферальная программа может принести больше налоговых затрат, чем доходов от ее внедрения.

кейсы

Получили статус резидента Сколково для онлайн-школы
Ковидные ограничения привели к переходу многих образовательных проектов в онлайн. При этом такие проекты не всегда обращали внимание на то, что они используют уникальные или редкие технологии, накапливают большие данные, которые можно монетизировать. Наличие соответствующих технологий, которые перешедшая в онлайн школа стала использовать, позволило нам правильно оформить договорную базу ее работы, инвентаризировать нематериальные активы и получить статус резидента Сколково.
Крупной медиасетке подобрали иностранную юрисдикцию
Для осуществления транзакционных платежей и возможности размещения digital-рекламы за пределами Российской Федерации требовалось найти достаточные интернет-инструменты и цифровые площадки в иностранных юрисдикциях. Задача осложнялась необходимостью подобрать юрисдикцию, в которой регулирование digital-рекламы было бы сходным с привычными европейскими юрисдикциями. Юристами подобрана иностранная юрисдикция, которая вобрала в себя лучшие практики регулирования цифровых финансовых активов и digital-рекламы. Была разработана правовая модель принятия платежей за интернет-рекламу, а также система транзакций, позволяющих получать средства российским резидентам за свои услуги.
Получили статус IT-компании для продюсерского агентства
Компания более 5 лет занималась продюсированием экспертов в онлайне. Команда записывала ролики и транслировала вебинары экспертов, размещая записи на самостоятельно разработанной платформе. Со временем основную часть дохода стала приносить продажа доступа к онлайн-контенту. Используя эту особенность бизнес-модели продюсерского агентства, юристы помогли доработать договорную базу, правильным образом оформить исключительные права на контент и получить аккредитацию в качестве IT-компании, в последующем зарегистрировав онлайн-платформу в реестре отечественного ПО. Это позволило продюсерскому агентству снизить налоговую нагрузку и получить дополнительные инвестиции для масштабирования.
Юридическая справка

Представители креативных индустрий, как говорил один специалист по защите интеллектуальной собственности, отличаются от представителей всех других профессий: если, например, монтажники работают, чтобы зарабатывать, то писатели или художники – зарабатывают, чтобы работать. Иными словами, возможность монетизации результатов творчества позволяет автору еще больше времени уделять своему любимому делать и творить, творить, творить. 

Ключевая монетизируемая ценность в креативной индустрии – авторский продукт, который защищается авторским правом в частности и правом интеллектуальной собственности в целом. 

Действующее законодательство под термин «авторские права» подразумевает как личные неимущественные, так и исключительные (имущественные) права авторов. 

Авторские (неимущественные права) связаны с правом признаваться автором соответствующего произведения, право опубликовать произведение и право на неприкосновенность произведения. 

Исключительные (имущественные права) связаны с теми действиями, которые позволяют извлекать доход, монетизировать произведение. Например, право заключать лицензионный договор на произведение (то есть передать соответствующие права на время), произвести отчуждение исключительных прав на него (то есть отказаться от исключительных прав на произведение навсегда в чью-то пользу). Обычно авторы стараются заключать лицензионные договоры, чтобы чрезмерно не ограничивать свое право на получение дохода от произведения. 

Кроме того, к исключительным правам относится право на переработку произведение. Это означает, например, что владелец исключительных прав может дать право на экранизацию или новеллизацию своего произведения, перевод на другой язык. В судебной практике также бывают случаи, когда хореографы защищали право на использование придуманных ими танцевальных движений в компьютерных играх или кинофильмах. Зачастую именно на продаже прав на переработку авторам и удается зарабатывать. Например, Джордж Лукас приобрел стартовый капитал благодаря монетизации прав на сувениры, связанные со вселенной «Звездных войн», а наибольший доход от своих книг писатель Анджей Сапковский получил, когда продал права на экранизацию своих книг о Ведьмаке. 

К объектам авторского права относятся произведения науки, искусства и т.д., при этом обладающие, в соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ, творческим характером. Так, к объектам авторского права относятся, например, литературные произведения, драматические, пантомимы, хореографические произведения, а также иные виды. Сам перечень исчерпывающим не является. При этом законодатель распространил сходное с литературным произведением регулирование на программы для ЭВМ, базы данных, производные произведения, составные произведения.

Кроме того, в отдельных случаях возможно признание авторского права на литературных героев. Судебная практика пошла также по пути признания имен героев, отдельных слов и т.п. как отдельных объектов гражданского права, но установила, что требуется объективная форма их существования. Кроме того, за издателями (авторами, редакторами) не признается исключительное право на запрет издания энциклопедий, очередных томов энциклопедий, которые были начаты одним издательством, а продолжены другим.  В связи с развитием информационных сетей также стала развиваться правовая система регулирования смежных прав. В частности, судебная практика начала относить сайты к объектам смежных прав в силу того, что там определенным образом расположены фотографии, рисунки и т.д. 

Отечественным правом интеллектуальной собственности были заимствованы положения, защищающие права авторов обработок или издателей народных произведений. Однако авторство на сами народные произведения не может быть признано в соответствии с императивным указанием подпункта 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ. 

Не признаются объектами авторского права также различные методики, рецепты и т.д., однако описание рецептов, формализованное и содержащееся в тексте литературного произведения, признается объектов авторского права, а следовательно, подлежит защите. 

В этом плане отечественное законодательство слабее защищает интересы авторов, по сравнению, например, с американским правом интеллектуальной собственности. Последнее предусматривает возможность защищать отдельные художественные решения, литературные мотивы и т.д.  Однако в этом случае требуется усложненный порядок доказывания.

Подписаться на рассылку по e-mail
Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.