Аналитика

Дробление бизнеса: оцениваем риски

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
3 июн 2021

В последнее время среди клиентов вернулся интерес к вопросу границы, разделяющей законную оптимизацию бизнеса и дробление с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Интерес к этой теме подогрел налоговый маневр в IT-сфере, стартовавший с 1 января 2021 г. Благодаря ему уже несколько месяцев компании, соответствующие установленным правительством параметрам, могут уплачивать налог на прибыль по ставке лишь 3%, соцвзносы за своих работников – по ставке 7,6% и к тому же не платить НДС. Все ли так прекрасно или все же есть подвох?

Чем опасна непродуманная оптимизация?

Но налоговая служба продолжает уточнять условия получения этих льгот. В частности, ФНС решила дополнительно обратить внимание бизнеса на риски доначисления налогов при дроблении компаний, указав, что «создание IT-компании в результате реорганизации существующих юридических лиц (разделение, выделение) должно исследоваться налоговыми органами в каждом отдельно взятом случае на предмет наличия признаков «дробления бизнеса», когда единственной целью этих действий является получение права на применение пониженных ставок налога на прибыль организаций и тарифов страховых взносов».

Но перейдем от частного к общему и попытаемся разобраться в налоговых рисках оптимизации любого бизнеса.

На сегодняшний день Налоговый кодекс предусматривает несколько специальных налоговых режимов (упрощённая система налогообложения, патентная система и т.д.). Они могут использоваться крупным бизнесом как способ неправомерного снижения налоговой нагрузки. Неправомерность здесь заключается в том, что налогоплательщик в силу объёма активов и оборота уже не подпадает под критерии льготной системы налогообложения, но по формальным признакам продолжает ими пользоваться, получая существенное снижение налоговой нагрузки.

В связи с этим налоговики указывают, что налоговые преимущества в виде спецрежимов установлены с целью стимуляции малого бизнеса и обеспечения на рынке равных условий для всех игроков, вне зависимости от объёма задействованных ресурсов и капитализации.

Злоупотребление налоговыми преференциями, которые вводились для малого бизнеса со стороны крупных компаний нивелирует усилия государства по справедливой регулировке рынка.  

Контрольно-ревизионные мероприятия ФНС направлены на налогоплательщиков, которые ради снижения налоговой нагрузки создают видимость деятельности нескольких самостоятельных юр. лиц, по факту прикрывающих работу одной организации, чтобы получить или сохранить право на применение специального налогового режима и, соответственно, сэкономить на налогах.

Необходимо разграничивать законный механизм оптимизации структуры бизнеса и схемы дробления бизнеса с целью ухода от налогов. Высшим арбитражным судом  был сформулирован ряд критериев данного отличия. Согласно ему признаками законной оптимизации структуры бизнеса являются:

  • самостоятельность производимых организацией видов деятельности;
  • включение их деятельности в единый производственный процесс;
  • действительная хозяйственно-экономическая самостоятельность организаций;
  • направленность на достижение общего экономического результата.

Вас накажут за это!

Принципы определения налоговыми органами незаконных схем дробления бизнеса сформированы судебной практикой по данному вопросу и успешно применяются налоговыми органами.

Так, в качестве доказательств, свидетельствующих о применении схемы дробления бизнеса, могут выступать установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:

  • хозяйственная деятельность (бизнес, производственный процесс) дробится между несколькими лицами, использующими специальные режимы налогообложения вместо исчисления и уплаты НДС, налога на имущество и прибыль организации со стороны основного участника, непосредственно осуществляющего реальную деятельность;
  • дробление бизнеса оказало значительную роль на производственные условия и экономические результаты деятельности участников, задействованных в схеме. Например, на размер их налоговых обязательств, которые не изменились или уменьшились при наращивании объемов деятельности;
  • налогоплательщик, его должностные лица и лица, производящие непосредственное управление схемой дробления бизнеса, являются фактическими выгодоприобретателями от создаваемых данной схемой преференций;
  • участники схемы заняты аналогичным видом экономической деятельности;
  • создание юр. лиц участников схемы непосредственно в момент или перед расширением промышленно-производительных мощностей или штата сотрудников;
  • взаимное несение издержек участниками схемы (друг за друга);
  • частичная или прямая аффилированность юр. лиц, задействованных в схеме дробления бизнеса (подчинённость по служебной иерархии, совместное участие в органах управления, родственные связи и тд.);
  • отсутствие у подконтрольных лиц достаточных основных и оборотных средств, или персонала;
  • использование юр. лицами, участвующими в схеме дробления идентичных вывесок и обозначений (брендов), контактов, банковских учреждений, обслуживающих расчётные счета, помещений (офисных, производственных или складских), контрольно-кассовой техники и пр.;
  • ситуация, когда всеми поставщиками или покупателями продукции одного участника схемы дробления является другой участник данной схемы;
  • когда фактическое руководство работой задействованных в схеме дробления предприятий выполняют одни и теми же лица;
  • единое ведение бухучёта, подбор персонала, юридическое сопровождение, кадровое делопроизводство, логистика и т.д.;
  • единое представление интересов компании в государственных органах или иных контрагентах;
  • ситуация, когда большинство показателей деятельности, отвечающих за применение льготной системы налогообложения, находятся на предельно допустимых значениях (занимаемая площадь помещения, количество персонала, оборот и т.д.);
  • распределение между участниками схемы партнёров (поставщиков и покупателей) в соответствии с применяемой схемой налогообложения (например, партнеры-плательщики НДС становятся контрагентами организации на общей системе налогообложения, а организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, становятся контрагентами организации на УСН);
  • данные по бухучёту с включением вновь созданных организаций прямо указывают на снижение рентабельности и общей прибыли.

Исходя из анализа судебной практики, вышеприведённые признаки, как по отдельным пунктам, так и в совокупности могут свидетельствовать о наличии формального разделения бизнеса с целью получения организацией необоснованной налоговой выгоды.

При этом оформление каких-либо договорных отношений и их содержание не оказывают какого-либо решающего влияния на правовую квалификацию дробления бизнеса, подпадающую под вышеуказанные критерии (их часть) как необоснованной налоговой выгоды.

Судебная практика по данному вопросу достаточно единообразна, совпадает с позицией ФНС и строится на доказывании (успешном или нет) налоговым органом частичной совокупности указанных выше критериев. Решающую же роль в доказывании налоговыми органами необоснованной налоговой выгоды при дроблении бизнеса играет фиктивность правоотношений, участвующих организаций. Налоговые органы успешно доказывают ее с помощью показаний свидетелей, протоколов осмотра и прочими доказательственными инструментами, подводя полученные доказательства под вышеуказанные критерии.

Оптимизируем правильно

Для минимизации налоговых рисков приведу рекомендации, которые необходимо будет учесть для законной оптимизации бизнеса:

• Необходимо наличие деловой цели (изменения в структуре из-за естественного развития бизнеса).

• Организации должны быть созданы задолго до возможной оптимизации.

• Должно учитываться наличие у организаций собственного имущества.

У организаций должны быть:

• разные виды экономической деятельности организаций (отсутствует разрыв производственного цикла и имеется коммерческая самостоятельность каждого бизнеса);

• свой уникальный фирменный стиль,

• собственные контрагенты и отсутствовать «внутригрупповые» расчеты.

• разные банки, представители, разные штаты сотрудников.

• Разные бенефициары.

• Реальность документооборота, разные адреса, IP-адреса, номера телефонов.

• Раздельная система скидок.

Налоговые специалисты Юридической компании «Центральный округ» готовы помочь с оптимизацией бизнеса для максимального исключения связанных с этим налоговых рисков. 

Поделиться:
руководитель антимонопольной практики
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*