Аналитика

Исключение требований ликвидированного кредитора из реестра требований кредиторов.

12 окт 2020
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

question-mark-1495858_1920.jpgГражданский кодекс гласит, что в случае ликвидации юридического лица его права и обязанности, за исключением некоторых случаев, не переходят в порядке правопреемства другим лицам,. Возможны случаи процессуального правопреемства кредитора и, соответственно, замена на нового кредитора в реестре требований Должника. Но бывают случаи, когда конкурсный кредитор - юридическое лицо был исключен из ЕГРЮЛ, но при этом правопреемники такого лица не заявились в реестр или вовсе отсутствуют. Для управляющего в деле о банкротстве встает вопрос, как поступить с «призрачным кредитором»: исключать его требования или ждать правопреемников? Будем разбираться… 

Что говорит закон? 

Ведение реестра требований кредиторов в деле о банкротстве является важной составляющей всей процедуры. Правильное его формирование помогает сделать вывод о том, чьи голоса могут повлиять на ход процедуры банкротства. 

Ст. 16 Закона о банкротстве регулирует вопросы, связанные с ведением реестра. Так, согласно п.1 ст. 16 Закона о банкротстве, реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. Указанной статьей также регламентируются конкретные случаи и основания, когда функция по ведению реестра возлагается на одного из этих субъектов. 

Согласно п.6 ст. 16 Закона о банкротстве, требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем только на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено этим пунктом. 

Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 09.07.2004 N 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов" записи в реестр вносятся в хронологическом порядке на основании определений арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр. Она вносится в день поступления определения арбитражного суда о включении соответствующих требований в реестр. Таким образом, порядок включения требований в РТК законодательством довольно четко урегулирован. 

Что касаемо исключения требований из реестра требований кредиторов, то тут законодатель не так детально регламентировал данный порядок. Тем же пунктом 6 ст. 16 Закона о банкротстве регулируется порядок исключения требований из реестра требований кредиторов: требования кредиторов исключаются арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом. 

Стоит отметить, что Закон о банкротстве никак более не регламентирует порядок исключения требований из РТК. 

Исключаем требования ликвидированного кредитора. 

В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В соответствии со ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда закон или иные правовые акты возлагает на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.). 

  В п. 1 ст. 387 Гражданского кодекса Российской Федерации определен перечень обстоятельств, при наступлении которых права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона:
- в результате универсального правопреемства в правах кредитора,
- по решению суда о переводе прав кредитора на другое лицо, если возможность такого перевода предусмотрена законом,
- вследствие исполнения обязательства поручителем должника или не являющимся должником по этому обязательству залогодателем,
- при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая,
- в других случаях, предусмотренных законом. 

В силу п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Таким образом, ликвидация кредитора не является безусловным основанием для прекращения обязательства. 

А что же суд? 

Судебная практика идет по пути того, что суду должны быть представлены доказательства, безусловно свидетельствующие о том, что у ликвидированной организации-кредитора нет правопреемников (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.05.2020 N Ф03-1251/2020 по делу N А24-168/2016). 

По смыслу закона, правопреемники имеют право заявить ходатайство о процессуальном правопреемстве, на основании которого суд произведет правопреемство и арбитражный управляющий внесет соответствующую запись в реестр требований кредиторов. Но что делать, если заявления о процессуальном правопреемстве в суд не поступают? 

Однозначного ответа на вопрос нет. Так в Постановлении 16 Арбитражного апелляционного суда от 12.07.2017 года по делу №А53-31390/2014 суд указал, что кредитор был ликвидирован за два года до подачи заявления арбитражного управляющего из реестра требований кредиторов. Тем самым суд счел, что срок в два года является безусловным основанием полагать, что правопреемников нет. 

Какой именно срок считать «безусловным» основанием полагать, что правопреемство производится не будет, в законе и практике отсутствует. Оснований полагать, в какой срок подавать ходатайство об исключении требований также не имеется. 

В другом деле, лицо обратилось в деле о банкротстве с ходатайством о правопреемстве кредитора, который находился на стадии конкурсного производства. Суд, отказывая в процессуальном правопреемстве, указал на право конкурсного управляющего Должника подать заявление об исключении требований кредитора-банкрота (после исключения записи из ЕГРЮЛ) из реестра требований кредиторов в порядке п.6 ст. 16 Закона о банкротстве (Определение Арбитражного суда Пермского края от 10.06.2019 по делу №А50-24814/2015). В этом случае суд сразу обратил внимание управляющего на то, что тот вправе обратиться с заявление об исключении требований сразу же после исключения записи из ЕГРЮЛ. 

Таким образом, анализ судебной практики в части исключения требований из реестра требований кредиторов ликвидированного кредитора не дает однозначного ответа на вопросы о том, когда именно управляющей может обратиться с указанным заявлением и какие доказательства он должен представить. В каждом конкретном случае, суд будет исследовать представленные доказательства и принимать то или иное решение по своему внутреннему убеждению.
 

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*