Аналитика

Маркетплейс и Интернет-магазин как информационный посредник – кто отвечает за нарушение исключительных прав?

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
15 окт 2021

Когда-то Интернет воспринимался большинством как способ получать новости или развлекательный контент. Но с развитием онлайн-торговли «сеть» стала важнейшим инструментом бизнеса, поэтому вопрос защиты исключительных прав в ней как никогда актуален. Всякого рода маркетплейсы, агрегаторы и прочие «уберы» вошли в нашу жизнь и влияют на экономику не меньше нефтяных гигантов. Эти площадки закон считает информационным посредником. Но на них постоянно появляются контрафактные товары, нелицензированные услуги, происходят другие нарушения интеллектуальных прав, а при выставлении претензий всё ограничивается ссылкой на пользовательское соглашение. Так можно ли привлечь информационного посредника к ответственности или шансы на это ничтожно малы? Давайте разбираться... 

Маркетплейсы и Интернет-магазины - это информационные посредники?

Закон определяет информационного посредника через виды деятельности. Всего их 3, но к маркетплейсам (и Интернет-магазинам) относятся только два. Так, маркетплейс будет являться информационным посредником, если он соответствует хотя бы одному из критериев: 

  1. предоставляет возможность размещения материала в сети Интернет;

  2. предоставляет возможность доступа к материалу или информации для его получения. 

Для наглядности возьмем популярный маркетплейс Ozon. Почему он является информационным посредником? Для продавцов маркетплейс предоставляет возможность размещать информацию о товарах в сети Интернет, а для потенциальных покупателей – возможность получать доступ к информации о товаре. 

Применительно к маркетплейсам ответственным лицом будет владелец сайта, на котором размещаются сведения о товарах. Пока не доказано иное, считается, что владельцем сайта является администратор доменного имени. Сведения о нем могут быть получены через сервис https://whois.ru/.

В чем особенности ответственности маркетплейсов и Интернет-магазинов?

Так как маркетплейс является информационным посредником, он отвечает за нарушение исключительных прав при наличии вины, кроме случаев одновременного соблюдения следующих условий (п. 3 ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ):

  1. он не знал и не должен был знать о том, что использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации является неправомерным;

  2. если правообладатель направил ему заявление о нарушении интеллектуальных прав, маркетплейс своевременно принял необходимые меры для прекращения нарушения. 

Во всех остальных случаях маркетплейс может нести ответственность за нарушение исключительных прав.
Некоторые Интернет-магазины позволяют вносить изменения в продаваемые товары. Например, выбирать предлагаемую продукцию и наносить на нее изображение, которое выберет покупатель. В таком случае Интернет-магазин не всегда может быть информационным посредником, поэтому отвечать он будет как полноценный нарушитель.  

Кроме того, одно и то же лицо может быть как информационным посредником, так и не являться им. Например, если маркетплейс одновременно позволяет третьим лицам реализовывать товары через свой сайт, а товары являются контрафактными, то маркетплейс будет являться информационным посредником и не понесет ответственности. Но если для привлечения на свой сайт покупателей маркетплейс размещает чужие товарные знаки, то статуса информационного посредника в этих отношениях он иметь не будет.  

Какие требования и как можно предъявлять к маркетплейсам? 

Закон предоставляет возможность правообладателям в случае нарушения интеллектуальных прав обращаться к маркетплейсам как к информационным посредникам и требовать защиты прав, не связанных с мерами ответственности. Например, маркетплейс в случае обращения к нему правообладателя обязан удалить информацию, нарушающую исключительные права или ограничить доступ к ней.

Так как от реакции информационного посредника зависит, будет ли он нести ответственность, маркетплейсы должны предоставить удобную возможность третьим лицам обращаться с требованиями о нарушении исключительных прав. Это может быть реализовано с помощью публикации соответствующего текста с адресом для приема претензий или созданием специальной формы обратной связи. Для правообладателей ключевым моментом становится фиксация обращения к маркетплейсу с требованием прекратить нарушение исключительных прав. В дальнейшем это позволит одержать победу в споре, если добровольно требование удовлетворено не будет. 

Выделим главное: 

  1. Маркетплейсы и Интернет-магазины чаще всего являются информационными посредниками.

  2. Ответственность маркетплейсов и Интернет-магазинов наступает, когда они самостоятельно нарушили интеллектуальные права и прямо или косвенно извлекали из этого прибыль.

  3. Если информационный посредник устранил нарушение интеллектуальных прав, он не несет ответственности, поэтому для правообладателя обязательно фиксировать факт обращения к информационному посреднику, а информационному посреднику реагировать на требование.

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*