Аналитика

Тур отменен. Вернут ли деньги?

16 дек 2020
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

cruise-ship-1108961_1920.jpgЭта статья основана на личном примере. Моя история такова: в январе 2020 г. я купил для всей семьи путевки в Турцию, вылет планировался в начале мая того же года. Тогда еще никто не знал, что спустя всего несколько месяцев мир накроет коронавирусная «волна» и все международные перелеты попадут под запрет…
 
Турция нас так и не дождалась
Но уже 19 марта Ростуризм рекомендовал воздержаться от поездок за пределы Российской Федерации, а 26 марта Федеральное агентство воздушного транспорта сообщило, что прекращается авиасообщение со всем миром. Стало понятно, что отпуска не будет и встал вопрос, что делать дальше. Попытки решить вопрос с туроператором оказались неудачными. Тот не предложил вариантов выхода из сложившейся ситуации, например, перенести тур, поэтому мы решили отказаться от поездки и требовать возврата денег.

Закон об основах туристической деятельности позволял нам требовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.Мы отправили туроператору отказ от договора, но никакого ответа, как и. возврата перечисленных нами денег не последовало. Далее я направил претензию, потребовав вернуть деньги, уплаченные за путевки, неустойку, а также предупредил туроператора о планируемом обращении в суд и штрафе, предусмотренном Законом о защите прав потребителей.  

Не получив ответа на претензию и ее удовлетворение, я обратился в районный суд с иском. При этом, несмотря на то, что денежные средства передавались турагенту, требования были заявлены туроператору, т.к. именно он несет ответственность перед туристом.  Сейчас дело рассматривается судом. Я же хочу поделиться, как суды осуществляют правовое регулирование рассматриваемого вопроса.

Что говорит закон?

Итак, 8 апреля 2020 года Правительство РФ утвердило Правила по возврату денежных средств из фонда персональной ответственности туроператора. Из этого документа следует, что деньги возвращаются из фонда персональной ответственности туроператора при условии, что туроператор предоставит необходимый пакет документов. Эти правила распространяют свое действие на туристов, чье путешествие планировалось в период с начала действия ограничений до 1 июня 2020 г.

20 июля 2020 года Правительство РФ утвердило на 2020 и 2021 годы Положение об особенностях исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно. Положение содержит существенные ограничения по возврату денежных средств, в т.ч. фактически отменяет санкции Закона о защите прав потребителей. В частности, Положение позволяет туроператору переносить сроки путевки вплоть до 31 декабря 2021 г., а в случае отказа от равнозначного туристского продукта деньги будут возвращены в те же сроки. Исключением являются заказчики старше 65 лет, им возврат будет произведен в течении 90 дней с даты предъявления требования.

При этом, несмотря на существенное увеличение сроков возврата денежных средств, рассчитывать на серьезную компенсацию не приходится, т.к. туроператор обязан уплатить только проценты за пользование денежными средствами в размере 1/365 ключевой ставки Банка России, что на сегодня составляет около 4% годовых. Все это позволяет делать вывод, что "спасать" туроператоров будут за счет туристов, иначе невозможно объяснить, столь низкие ставки кредита, предоставляемого туристом туроператору.

Слово за судом?

До 20 июля 2020 года судебная практика была более-менее благосклонна к несостоявшимся туристам. Например, в Воронежской области рассмотрено уже несколько дел и есть решения, вступившие в законную силу.  При этом требования истцов удовлетворялись даже при предложениях туроператора о переносе туров. Но суды все-таки отказывают во взыскании неустойки и морального вреда, ссылаясь на наличие форс-мажора и отсутствие вины в действиях туроператора. И если в отношении вопроса вывоза туристов и реализации турпродукта в назначенное время вопросов не возникает(ведь из-за ковидных ограничений туроператор реально не имел возможности исполнить обязательства), то по поводу отказа во взыскании неустойки за несвоевременный возврат денежных средств остаются вопросы.

Но есть и судебные акты, полностью отказывающие в удовлетворении требований. В них судьи, ссылаясь на описанное выше Положение, указывают, что туроператор предложил перенести тур, но т.к. истец от этого отказался, то деньги возвращаются до 31.12.2021 года. Суд в таких делах не смутило, что отказ от договора, претензия и само судебное разбирательства случились еще до принятия Правительством этого Положения. На мой взгляд эта позиция спорная, т.к. Положение это подзаконный акт и он не может распространять свое действие на отношения, возникшие до его принятия. Полагаю, что этот вопрос будет разрешен Верховным судом, так как приведенная выше судебная практика крайне противоречива.

Несмотря на наличие как положительных, так и отрицательных судебных актов, судебная практика в этом вопросе не устоялась. Многое будет зависеть от поведения сторон, как в процессе судебного разбирательства, так и в ходе досудебного урегулирования. В любом случае для разрешения возникшей проблемы лучше прибегать к помощи квалифицированных специалистов, т.к. велика вероятность, что для достижения цели будет необходимо будет дойти до Верховного суда.        

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*