Новости

Сувениры с изображением музейных предметов: какие опасности ждут предпринимателей

16.08.2023

Продавцы на популярных маркетплейсах Wildberries и OZON получили претензии от Государственного исторического музея (ГИМ). ГИМ требует прекратить распространять сувениры с изображением музеев Московского Кремля. Требование мотивировано тем, что бизнесмены не получили разрешение от ГИМ и не внесли положенную плату за использование изображений.

«Все музейные экспонаты – это объекты интеллектуальной собственности, охрана которых имеет особый правовой режим», – поясняет старший юрист юридической компании Центральный округ Ирина Минакова. Поэтому любое использование в коммерческой деятельности требует согласия автора произведения. Особенность музейных экспонатов в том, что большинство из них уже перешли в общественное достояние, т.е. срок охраны исключительных прав истек.

Этот факт позволяет некоторым предпринимателям считать, что теперь они могут свободно пользоваться изображениями этих предметов для производства своей сувенирной продукции. Но это не совсем так. Помимо исключительного права есть еще так называемое «музейное право». Это право музея устанавливать порядок получения разрешения на использование музейного предмета в коммерческих целях. И, конечно, устанавливать плату за такое разрешение.

Судебная практика признает так называемое «музейное право». Какие последствия могут быть за его нарушение? Прямой нормы, которая бы устанавливала санкцию за нарушение «музейного права» нет. Некоторые по аналогии пытаются применять санкции за нарушение исключительных прав. Однако практика признает, что «музейное» и исключительное права – это разные вещи. Следовательно, за нарушение «музейного права» правила о компенсации от 10 тыс. до 5 млн применяться не могут.

Общее правило о возмещении убытков при нарушении права может быть применимо к «музейному праву». Но в этом случае музею нужно будет доказать, какие убытки он понес в связи с использованием изображений своих экспонатов предпринимателем. Доказать этот факт будет практически невозможно.

Поэтому единственным работающим механизмом остается требование изъять сувенирку, выпущенную без разрешения, из оборота. Суды часто их удовлетворяют. Прецедентным стал спор по картине Т. Гейнсборо «Портрет дамы в голубом».

Таким образом, прежде чем использовать какой-то музейный экспонат на товаре, нужно зайти на сайт конкретного музея и уточнить порядок получения разрешения. Проблема в том, что не каждый музей имеет такие правила. В этом случае лучше обращаться напрямую в дирекцию музея с запросом. Иначе есть риск получить убытки по утилизации контрафактных сувениров.


Поделиться:
руководитель практики корпоративного права
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*