Новости

Весеннее налоговое обострение: разработана стратегия защиты от налоговых претензий для кофейной франшизы

19.07.2023

В конце апреля в нашу налоговую практику обратился владелец кофейной франшизы. Она объединяет несколько сотен точек продажи бодрящего напитка и десятки обслуживающих компаний. Долгое время в компании действовали строгие единые стандарты качества. Одним из плюсов франшизы был дополнительный сервис для контрагентов: можно было обратиться на принципах аутсорсинга к услугам по бухгалтерскому учету, документообороту, стратегическому маркетингу, IT-сопровождению. Кроме того, владелец бизнеса разработал методику подбора локации для размещения кофейни. Эти услуги оказывал не он сам, а сертифицированные компании, проверенные временем. Сеть развивалась больше десятилетия. Оборот по всей франшизе превысил миллиард рублей. 

И вот в начале апреля на владельца обрушился поток запросов из налоговой. Сначала просили предоставить информацию о том, как организация, на которую зарегистрирован товарный знак, ведет дела с контрагентами, которые отвечают за обслуживание кофеен. Поставщики кофейных зерен также сообщили, что им пришли запросы поводу этой франшизы. Наконец, самого владельца вызвали для беседы в налоговую инспекцию. Зная, что этой весной во многие группы компаний и сети быстрого питания по всей стране приходят с проверками, и что описанные выше действия обычно сигнализируют о скором начале выездной налоговой проверки по подозрению в «дробленке», он решил продумать стратегию защиты от возможных претензий и налоговых доначислений. 

На основе накопленного опыта мы разработали стратегию защиты из двух этапов

  • Первый этап, который направлен на то, чтобы объяснить налоговой инспекции суть бизнеса и его структуры, а также взаимоотношения между налогоплательщиком и его бизнес-партнерами. Проводится аудит налоговых ошибок и рисков. Затем составляется «защитный файл». Это условное название для большой таблицы, где фиксируются выявленные при аудите риски и проблемы. В большинстве случаев, они связаны с архаичной структурой бизнеса. Часто бывает, что задуманное много лет назад распределение функционала и трудовых ресурсов, активов между компаниями сохраняется, но уже давно не соответствует современным реалиям бизнеса. Могли измениться как профиль деятельности, так и основные виды доходов, а также появиться крупные, дорогие активы, — а структура остаться прежней, архаичной, не подходящей для сегодняшних вызовов. Например, сайт принадлежит непосредственно основателю бизнеса, но сейчас фактически его использует несколько компаний группы. Маркетологи или айти-специалисты распределены по разным юрлицам, хотя эффективнее собрать их в одной компании. Или, наоборот, на одном юридическом лице и логистика, и розничная торговля, хотя это, по сути, самостоятельные виды деятельности, один из которых может быть убыточен, а другой высокодоходен, и под них надо выбирать разные налоговые режимы. Формально все эти обстоятельства могут свидетельствовать о «дроблении» бизнеса или желании компании получить необоснованную налоговую выгоду, уйти от налогов, но зачастую они появляются вполне объективно, по мере развития компании. В «защитном файле» по каждому из таких рисков составляется подробное объяснение, почему внешне это похоже на налоговое правонарушение, но фактически является издержками бизнес-структуры. Кроме того, к описанию прилагается подборка судебной практики и разъяснений ФНС, в которых сходные с выявленными рисками обстоятельства могли становиться поводом для привлечения к налоговой ответственности, но в итоге была доказана невиновность налогоплательщика.  В итоге, «защитный файл» становится основой для быстрого и эффективного взаимодействия с налоговым органом, помогает говорить с инспекторами на понятном им языке и доказывать отсутствие «дробленки» и необоснованной налоговой выгоды.  
  • Второй этап. Дело в том, что став однажды предметом внимания налоговой, налогоплательщик и далее, с высокой вероятностью, останется в «красном списке»: его будут каждый год проверять, зная его слабые места. Пассивная оборона, то есть обмен письмами с налоговой и противостояние на выездных проверках, недостаточна. Требуется оборона активная, структурирование,  то есть изменение структуры отношений и сделок внутри группы компаний, распределение активов между профильными компаниями, может решить значительную часть проблем с налоговой на будущее. На основе аудита и «защитного файла» была создана дорожная карта структурирования. Было разработано, по меньшей мере, два различных варианта структурирования, направленные на законное снижение налоговой базы и устранение рисков, которые привели к налоговой проверке. 

Разработанная стратегия в итоге дала свои результаты. Клиент смог оперативно отвечать на запросы и требования, выстроить линию защиты на допросах в налоговой. Это позволило снять ряд предварительных претензий со стороны налоговой и убедить в прозрачности и законности деятельности сети кофеен. Кроме того, дорожная карта структурирования позволила четко понять, куда будет двигаться франшиза, и как на будущее свести к минимуму проблемы с налоговой инспекций. 

Поделиться:
партнер, руководитель практики компьютерных игр, креативных индустрии и технологий
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*