Около 150 млрд рублей ежегодно на свое продвижение тратят крупные российские рекламодатели. Не менее 30% от себестоимости продукта составляют расходы на рекламу и продвижение на рынке. Ежедневно креаторы рождают несколько сотен креативных идей, чтобы сделать продукт ярким и привлекательным. Эта статистика показывает, что рекламный бизнес активен, популярен и может приносить очень хороший доход своим владельцам.

С юридической точки зрения сложности индустрии вызваны:

  • Пересечением разных областей права. Для решения задач маркетинговых и рекламных агентств необходимы специалисты, которые разбираются в вопросах интеллектуальной собственности, законодательства о рекламе, защиты персональных данных, антимонопольного права
  • Объемностью и отсылочностью рекламного законодательства. Закон о рекламе содержит слишком общие формулировки. Чтобы понять, что конкретно нельзя использовать в рекламном креативе, нужно погрузиться в дебри подзаконных актов, например, вплоть до приказов об утверждении номенклатур должностей медицинских работников и требований к техническим параметрам пищевой продукции.
  • Ориентацией рекламного законодательства на среднестатистического потребителя, которого нельзя вводить в заблуждение. Критериев «среднестатистического потребителя» рекламное законодательство не содержит. Следовательно, нужно максимально подробно исследовать практику контролирующего органа - Федеральной антимонопольной службы.
  • Единым реестром интернет-рекламы. С появлением ЕРИР у государственных органов стало больше способов контроля и больше обнаружить нарушение в рекламной кампании и взыскать штраф.

Юридическая компания «Центральный округ» обеспечивает правовое сопровождение рекламных агентств, помогая находить баланс между полетом творческой мысли и жесткими требованиями закона.


Среди наших клиентов

Коммуникационные и креативные агентства
Рекламодатели и маркетинговые компании
Рекламные агентства и площадки
Производители медиаконтента
Студии видеопродакшна
Диджитал-
агентства

отраслевые решения

  1. Обвязка договорных отношений по ведению рекламной кампании в цепочке Подрядчик – Агентство – Клиент
    • Статус «Агентства» как промежуточного звена предполагает риски ответственности как перед подрядчиком за действия клиента, так и наоборот.
    • В договорах важно обращать внимание на рисковые зоны и для их закрытия использовать правильные формулировки.
  2. Разработка документов по организации сдачи отчетности в ЕРИР и получению токенов
    • Помогаем оценить риски наложения штрафов и разработать механизмы по их минимизации.
  3. Правовой анализ креативной идеи
    • Чтобы просчитать цену рекламной кампании, необходимо оценить «серые» зоны, где рекламное агентство может понести расходы по выкупу прав, по реализации механизма сбора персональных данных в рамках правового поля, наложения штрафов и т.п.
  4. Правовая экспертиза рекламного креатива
    • Помогаем оценить, какие формулировки в текстах постов, изображениях или видеоряде могут привлечь внимание Федеральной антимонопольной службы и повлечь штраф в 500 тысяч рублей за каждый материал.
  5. Очистка прав
    • Использование чужих результатов интеллектуальной деятельности влечет риски штрафов и убытков. Чтобы их избежать, необходимо найти правообладателя, заключить лицензионный договор или получить согласие на использование результата интеллектуальной деятельности.

кейсы

Обезопасили рекламодателя от претензий несостоявшихся работников
Крупному рекламному агентству поступил заказ на разработку креативной концепции продвижения телепроекта. По мысли креаторов должна быть выложена вакансия с зарплатой в несколько миллионов и практически полным отсутствием обязанностей. Предполагалось, что вирусное объявление будет массово распространяться блогерами. С юридической стороны креаторов ФАС могла оштрафовать до 500 тысяч рублей, а несостоявшиеся работники обратиться в суд и трудовую инспекцию. Креативному агентству предложено скорректировать объявление о вакансии так, чтобы у рекламодателя были объективные основания для приема на работу.
Исключили риски для рекламной кампании аптечной сети
Для рекламной кампании аптечной сети сняли ролик, главный герой которого — ребенок. Он одет в белую рубашку, которая в кадре ему велика и опускается до колен, а на плечи небрежно наброшен галстук. В кадре одежда мальчика напоминала белый халат, а наброшенный галстук — трубки от фонендоскопа. По закону в рекламе запрещены образы медицинских работников. Согласно последней практике ФАС наличие любых медицинских приборов в кадре свидетельствуют о формировании такого образа. Креативному агентству рекомендовано переснять ролик, чтобы исключить риск претензий со стороны ФАС.
Очистили права на рекламу для рекламного агентства
Рекламная кампания была построена на использовании анекдотов. Однако даже шутки – это результаты интеллектуальной деятельности. В коммерческих целях их можно использовать только с согласия правообладателя. Иначе штраф до 5 000 000 рублей. Оказалось, что текст шутки был взят с известного сайта анекдотов, т.е. у нее был автор. Рекламным агентством при содействии наших юристов был найден правообладатель, проведены переговоры, заключен договор и получено согласие на использование результатов интеллектуальной деятельности.
Юридическая справка

Деятельность рекламного агентства сопряжена с различными расходами, например:

  1. Расходы на разработку креативной идеи
  2. Расходы на реализацию рекламной компании
  3. Расходы на уплату санкций (штрафы госорганам, компенсация потерь контрагентам, возмещение убытков правообладателям и т.п.)

Если за рациональность и эффективность расходов первой группы отвечает управленческий сектор рекламного агентства (именно он определяет количество персонала, его квалификацию, техоборудование, которое поможет творить и созидать, и т.д.), то снизить расходы второй и третьей группы могут помочь юристы.

Расходы на реализацию рекламной кампании

Приступая к оказанию каких-либо услуг важно определить их объем, чтобы установить за них адекватную цену, с помощью которой можно компенсировать все затраты и получить прибыль. Реклама очень тесно связана с творческой деятельностью, поэтому легко переступить грань и нарушить чье-либо право на интеллектуальную собственность. Чтобы избежать претензий от правообладателей, необходимо выкупить у них права. Определиться с перечнем этих прав помогут юристы. Анализируя креативную идею, юрист формирует перечень результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которые будут использоваться в рекламной кампании, а также необходимый объем прав, который нужно запросить у правообладателя. Имея такой перечень, финансовый отдел легко составит смету, рассчитает количество затрат на реализацию кампании и поможет сформулировать адекватную цену за услуги рекламного агентства.

Помимо РИД, рекламные кампании часто связаны со сбором персональных данных (ПДн). Проверяя креативную идею, юрист также увидит, в каком случае обработка ПДн станет дополнительным объемом для рекламного агентства, который тоже требует оплаты со стороны клиента.

Если не привлечь юриста на стадии разработки креативной идеи, то очень легко ошибиться в расчетах и не только не получить прибыль, но и уйти в убыток. Поскольку в соответствии с законом по общему правилу цена на услуги является твердой и пересмотру подлежит только в исключительных случаях. На практике добиться этого пересмотра практически невозможно.

Таким образом, сэкономить на реализации рекламной кампании поможет либо правильный расчет объема работ, либо правильно составленный договор, который позволит корректировать стоимость услуг в зависимости от возникновения дополнительных затрат.

Расходы на уплату санкций

Санкции для рекламного агентства могут возникнуть из разных оснований:

  1. За нарушение рекламного законодательства в качестве рекламораспространителя
  2. За нарушение исключительных прав третьих лиц при реализации рекламной кампании
  3. Ответственность по договору перед рекламодателем за некачественно оказанную услугу
  4. Ответственность по договору перед привлеченными подрядчиками за размещение на их каналах креативов, нарушающих закон.

Чтобы минимизировать вероятность уплаты санкций, необходимо построить юридическую работу как минимум в двух направлениях:

1) Составление договоров, разграничивающих зоны ответственности.
Во-первых, в договоре нужно описать все рисковые зоны. Например, допустимость рекламирования такого товара, достоверность сведений о рекламируемом продукте (товаре/услуге), содержание креатива, местах размещения креативных материалов, порядке передачи отчетности в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы).
Во-вторых, указать сторону договора, которая берет на себя ответственность за описанную выше рисковую зону.
В-третьих, определить порядок расчета и возмещения потерь потерпевшей стороны, если произошло нарушение договора.

2) Юридическая проверка рекламных креативов, которые отнесены к зоне ответственности рекламного агентства.
В случае, если по условиям договора содержание креатива отнесено к зоне ответственности рекламного агентства, то очень важно передавать материал на юридическую экспертизу. Юрист пояснит, какие слова недопустимо использовать в рекламе, какие видеоролики, изображения и тексты создадут потенциальную угрозу получения штрафов, а также расскажет, какие дисклеймеры и иные метки важно размещать на креативе в соответствии с требованиями рекламного законодательства.

Подписаться на рассылку по e-mail
Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.