Вклад креативной индустрии в российскую экономику составляет примерно 5% ВВП или более 6 триллионов рублей. Иными словами, компании из креативной индустрии зарабатывают каждый двадцатый рубль в стране.

С юридической точки зрения сложности индустрии вызваны:

  • Сложностью в закреплении исключительных прав на нематериальные активы. В основе креативной индустрии лежит создание, использование и монетизация интеллектуальной собственности. Постоянно требуется доказывать наличие прав на эти активы и защищать их от несанкционированного копирования.
  • Децентрализованностью проектных команд. Исполнители и подрядчики могут находиться в разных частях мира, что усложняет расчеты, налогообложение и учет прав на результаты интеллектуальной деятельности.
  • Глобальным характером рынка. Креативная индустрия не связана границами и может взаимодействовать с клиентами в любой точке мира. Обратной стороной глобального рынка является необходимость учитывать законодательство разных стран при исполнении даже незначительных по сумме сделок.
  • Необходимостью привлекать инвесторов. Примерно 8 из 10 проектов в сфере создается для привлечения инвесторов и последующей продажи. Это требует еще до запуска креативного проекта оптимизировать его структуру для упрощения получения инвестиций.

Юридическая компания «Центральный округ» обеспечивает правовое сопровождение проектов в сфере креативных индустрий, помогая создателям не отвлекаться на юридические проблемы, а сэкономленное время уделять творчеству.

Среди наших клиентов

Веб-студии, владельцы сайтов/интернет-магазинов
Аутсорсинговые компании, оказывающие услуги в сфере IT
Стартапы
Разработчики и производство ПО
Разработчики игрового софта и приложений
Digital-агентства, Креативные агентства, Продакшн-студии

отраслевые решения

  1. Аккредитация и сопровождение IT-компаний
    • Выявление и оформление дохода, необходимого для аккредитации и применения налоговых льгот.
  2. Регистрация ПО в реестре отечественного ПО
    • Для применения льгот по НДС и получения налоговых льгот для некоторых проектов монетизируемое программное обеспечение должно быть внесено в реестр отечественного ПО. Для этого требуется сформировать пакет документов, в том числе подтверждающих наличие прав у компании на вносимое в реестр ПО.
  3. Получение статуса резидента Сколково
    • Ключевым для получения статуса резидента является составление заявки, подтверждающей уникальность и возможности монетизации проекта, которым занимается потенциальный резидент Сколково.
  4. Внедрение режима служебных произведений
    • Для подтверждения прав на нематериальный актив требуется наличие положения о служебных произведениях, настроенный и правильно оформленный бизнес-процесс по постановке задач о создании нематериальных активов и сдаче результатов интеллектуальной деятельности.
  5. Внедрение партнерских и бонусных программ
    • Неправильно внедренная бонусная, скидочная или партнерская программа приводит к налоговым рискам и дополнительным затратам. Для снижения рисков требуется комплексный анализ такой программы и правильное ее оформление.
  6. Очистка прав
    • Использование чужих результатов интеллектуальной деятельности влечет риски штрафов и убытков. Чтобы их избежать, необходимо найти правообладателя, заключить лицензионный договор или получить согласие на использование результата интеллектуальной деятельности.

кейсы

Внедрили режим служебных произведений
В ходе создания IT-компании выявилась потребность по внедрению режима служебных произведений, то есть формированию алгоритма по фиксации исключительных прав на создаваемое сотрудниками ПО. Под курированием сотрудников ЮК «Центральный округ» соответствующий алгоритм был внедрен, была разработана договорная база и локальные акты, направленные на регулирование указанного алгоритма. Был также разработан механизм учета возникающих/разрабатываемых результатов интеллектуальной деятельности, в частности, программ ЭВМ, баз данных и т.д.
Крупной медиасетке подобрали иностранную юрисдикцию
Для осуществления транзакционных платежей и возможности размещения digital-рекламы за пределами Российской Федерации требовалось найти достаточные интернет-инструменты и цифровые площадки в иностранных юрисдикциях. Задача осложнялась необходимостью подобрать юрисдикцию, в которой регулирование digital-рекламы было бы сходным с привычными европейскими юрисдикциями. Юристами подобрана иностранная юрисдикция, которая вобрала в себя лучшие практики регулирования цифровых финансовых активов и digital-рекламы. Была разработана правовая модель принятия платежей за интернет-рекламу, а также система транзакций, позволяющих получать средства российским резидентам за свои услуги.
Включили российского разработчика онлайн-игр в реестр отечественного ПО
Крупному российскому разработчику онлайн-игр требовалось включение компьютерной игры в реестр отечественного программного обеспечения. Ситуация осложнялась необходимостью работы с иностранными пользователями и размещения серверов за рубежом, что входило в противоречие с российским законодательством. Командой ЮК «Центральный округ» была разработана юридическая основа для возможности использования как российских, так и зарубежных серверов для монетизации компьютерной игры. Внесение в реестр отечественного ПО и последующее получение налоговых льгот прошло успешно.
Юридическая справка

Один из самых проблемных способов монетизации креативных индустрий – донаты.

Если физлица собирают деньги, к примеру, через краудфандинговую площадку, на разработку и популяризацию компьютерной игры, платить налоги с собранных сумм не должны. Причина: это сбор «в общеполезных целях». Именно такую цель дарения указывает ГК как признак пожертвования. Налоговая как раз на это указывала (письмо Управления ФНС по Московской области от 21.02.2018 № 16-12/021313). Иной подход – когда донатят коммерческим компаниям и ИП. Поскольку в их пользу пожертвования делать нельзя, это будет обычный доход, и с него придется заплатить налоги.

Если «жертвователю» взамен на донат предлагают различные блага, к примеру, цифровую копию игры или бонусы в ней, ранний доступ к материалам или даже ужин с разработчиками, это уже встречное предоставление. То есть донат в таком случае уже не пожертвование, а предоплата. У разработчиков возникнут налоговые последствия. В частности, соответствующие денежные средства попадут под налогообложение (налогом на доходы физических лиц либо налогом на прибыль, налогом на доход при УСН). В том случае, если разработчики не задекларируют поступления от донатов, не учтут их в налоговой отчетности, то также с высокой вероятностью будут взысканы штрафы и пени за неуплату налогов.

Другой масштабный и интересный источник доходов для креативных индустрий – рынок внутриигровым имуществом и связанной продукцией.

Зачастую торговля внутриигровым имуществом (условно, мечами, щитами и кристаллами в мобильных играх) рассматривается как нечто мелкое и малозначительное. Между тем, объем глобального рынка внутриигрового имущества оценивался в 2021 году в 4 млрд. долларов, а российского – 450 млн. долларов. При этом столь солидная отрасль была практически обойдена вниманием судебных органов и регуляторов. Видимо, единственным судебным решением, в котором была бы сформирована правовая позиция о природе внутриигрового имущества, является решение по делу Мэйл.ру против ФНС.

Несмотря на то, что в основном спор шел вокруг того, можно ли было распространять освобождение от НДС на сделки в отношении внутриигрового имущества (суд в конечном итоге отказал в квалификации соответствующего договора как лицензионного), однако был сформирован следующий подход к природе этих отношений. Верховный суд поддержал позицию, что приобретение внутриигрового имущества – это получение доступа к внутриигровым командам, по сути, услуги по типу SaaS («доступ как услуга»), а не сделки с особым видом имущества. Вместе с тем, можно полагать, что данная позиция определенным образом повлияла на формирование законодательства о налоговом маневре в сфере IT: изменения, вступившие в силу с 01.01.2021 г., уже включали концепцию предоставления права доступа к программному обеспечению, цифровым сервисам. Благодаря этому налоговое законодательство продвинулось в этом дальше гражданского (последнее до настоящего времени детально не касается моделей услуг по типу SaaS). В этой связи можно говорить о том, что споры по поводу внутриигрового имущества, вокруг казалось бы малозначительного вопроса, дали толчок к развитию налогового законодательства в целом.

Если в компьютерной онлайн-игре есть реклама, ее нужно маркировать – получать и проставлять токен. Это специальный идентификатор, его выдают операторы рекламных данных, которых Роскомнадзор включил в реестр.

Маркировать рекламу нужно, если ее распространили в MMO – многопользовательской онлайн-игре. Доступ в нее – посредством интернет- соединения, игровой процесс построен на взаимодействии с другими игроками. При этом единого мнения, что считать рекламой в такой игре, нет. Разберем на примерах, что Роскомнадзор может посчитать интернет- рекламой, а значит, и оштрафовать на сумму до 500 тыс. руб., если разместили без токена. Новые штрафы ввели с 1 сентября (Федеральный закон от 24.06.2023 № 274-ФЗ).

Сами разработчики и издатели компьютерных игр зачастую заявляют, что это не реклама, а лишь product placement. То есть просто упоминание товара без призыва к покупке. Это якобы позволяет уйти от прямых требований о маркировке рекламной информации. Однако если дословно следовать определению понятие «реклама» из закона, то использование спорткаров в гоночном симуляторе можно рассматривать как рекламу. В таком случае, если игра доступна в формате MMO, потребуется ее маркировать.

Как маркировать рекламу в ММО-играх, правил нет. Общий порядок для интернет-рекламы – добавлять токен в кликовую ссылку рекламного материала. Если такой ссылки нет – как раз ситуация со скрытой рекламой в онлайн-играх, токен необходимо разместить на самом материале в формате «erid: xxx», где xxx – набор буквенно-цифрового текста, который сформировал оператор рекламных данных. Однако как именно маркировать рекламу в ММО-играх, до сих пор неясно.

Сложность еще в том, что product placement не всегда осуществляют на основании согласия правообладателя. Пример: ситуация с концерном «Калашников». Помимо того, что одноименные автоматы присутствуют на государственных флагах, их используют как элементы дизайна в компьютерных играх. Например, в серии Counter-Strike. В подобной ситуации речь не идет о намеренном размещении рекламы в играх от лица концерна «Калашников»: разработчики и издатели компьютерных игр заинтересованы привлекать пользователей узнаваемыми деталями из реального мира. При этом сам концерн еще в 2016 году зарегистрировал права на товарные знаки по МКТУ, которые могут быть связаны с компьютерными играми. Сделал это, чтобы заключать лицензионные соглашения с производителями компьютерных игр.

Подписаться на рассылку по e-mail
Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.