Аналитика

Разграничение коммерческого учета и учета энергопотребления для физлиц

19 апр 2024

Ситуации, с которыми часто обращаются клиенты за консультацией, когда поставщиком, ресурсоснабжающей организацией неправомерно производится учет поставленной энергии вопреки статусу потребителя или характеристике объекта недвижимости. Для разрешения ситуации и устранения противоречивости необходимо разобрать отношения сторон, их субъектный состав. 

Виды и способы учета энергии 

Критерием разграничения вида учета является субъектный состав, а именно вид субъекта-потребителя энергии: коммерческого субъекта или физического лица. 

Отличительной особенностью правового регулирования учета поставленной энергии для потребителей - физических лиц является то, что оно построено на основе норм жилищного законодательства (ЖК РФ). 

Для каждого вида энергии для целей его коммерческого учета приняты подзаконные акты на уровне Правительства РФ. Так, например, коммерческий учет водных ресурсов урегулирован в Постановлении Правительства РФ от 04.09.2013 N 776. Данные правила распространяются на отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, только в той части, в которой они не урегулированы жилищным законодательством России.

Во всех случаях, коммерческий учет осуществляется двумя способами: 

  1. посредством приборов учета (средствами измерения);
  2. расчетным методом (по установленной формуле). 

Кроме того, различается коммерческий учет на оптовых и розничных рынках. 

Спорные ситуации 

1. По субъекту отношений.

Могут ли коммунальные услуги для граждан быть рассчитаны по правилам коммерческого учета?

С одной стороны, ответ очевиден, однако нужно обратиться к специфике предоставления коммунальных услуг физическим лицам. А именно – наличие посредника в виде ТСЖ, управляющей компании (в рамках избранной формы управления общим имуществом многоквартирного дома). Как известно, житель МКД по общему правилу не имеет возможности самостоятельно заключать договор на предоставление коммунальных услуг с поставщиком энергии, о чем писал Верховный Суд в одном из недавних обзоров.

Тем самым фактически договорные отношения возникают между коммерческими субъектами – управляющей и ресурсоснабжающей организациями, минуя физическое лицо.

Если конечным получателем коммунальной услуги является гражданин, нельзя рассчитывать цену таких услуг по правилам коммерческого учета

К данному выводу пришел Верховный суд в практике 2024 года по итогам рассмотрения следующей ситуации.

У ТСЖ не было заключено договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку водных ресурсов, в связи с этим холодную воду в многоквартирный дом поставляли через сети застройщика. Последний перевыставил долг перед водоканалом на ТСЖ. Его рассчитали по правилам коммерческого учета.
Суды трех инстанций встали на сторону застройщика, взыскав плату и указав, что он вправе компенсировать свои затраты на оплату поставленной ресурсоснабжающей организацией воды.

Отменяя решения предыдущих инстанций, Верховный суд указал следующее

  1. Жилищное законодательство применяется в случаях, когда воду поставляют для оказания услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
  2. ТСЖ не должно платить больше той суммы за коммунальные услуги, которую оплатил бы потребитель напрямую ресурсоснабжающей организации.
  3. Размер платы за воду нужно было определять по правилам о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

2. По объекту обеспечения ресурсом 

Логичным условием для применения тарифа является и статус объекта, на который осуществляется поставка ресурса, относится ли он к жилому фонду либо является коммерческой недвижимостью.

Однако сам факт нахождения в собственности у юридического лица жилого помещения в отсутствии доказательств использования его в иной коммерческой деятельности не является безусловным основанием для применения к данному лицу тарифа для группы «иные потребители».

Предметом рассмотрения судов вышестоящих инстанций стал следующий спор.

Между гарантирующим поставщиком (истцом) и потребителем (ответчиком) возникли разногласия в части применения тарифа. В период действия договора расчет за потребленную электроэнергию между истцом и ответчиком производился по тарифу «для населения и приравненных к нему категорий потребителей».

В ходе комиссионной проверки было установлено, что на территории потребителя («Охотничье хозяйство») имеется ряд объектов недвижимости, представляющих собой как жилые дома, так и нежилые здания (гостевые дома, ресторан, баня и дом егерей). Жители отсутствуют, на одном жилом доме установлена табличка «Офис «Охотничье хозяйство».

Указанные обстоятельства послужили основанием для взыскания с потребителя неосновательного обогащения в виде межтарифной разницы за период трех лет до даты составления акта осмотра (с мая 2018 по апрель 2021), величина которого составила более 4 млн. руб.

Позиция суда первой инстанции, решением которого требования поставщика отклонены по причине того, что  гарантирующий поставщик был осведомлен о характере присоединенных к электрической сети объектов ответчика, однако осуществлял расчет электрической энергии ответчику по тарифу для населения и приравненных к нему категорий потребителей электроэнергии. Кроме того, отсутствовали сведения о количестве ресурса, поставленного в жилые дома и нежилые объекты.

Позиция суда апелляционной инстанции – требования поставщика удовлетворены, так как  потребитель осуществляет коммерческую деятельность, в силу чего электроэнергия, поставляемая в энергопринимающие устройства ответчика, используется последним не для целей удовлетворения личных бытовых потребностей.

Позиция суда кассационной инстанции – дело направлено на новое рассмотрение, поскольку:

  1. отнесение к категории «для населения» не зависит от того, кому принадлежит жилое помещение. 
  2. критерием отнесения потребителя к категории «население» является использование ресурса в жилом помещении на коммунально-бытовые нужды.
  3. статус жилого помещения создает презумпцию его использования для целей проживания в них граждан, использование тарифов на коммунальные ресурсы, установленных для группы «население», предполагается. Опровержение данной презумпции допускается путем предоставления доказательств того, что жилое помещение используется в коммерческой деятельности, а не в целях проживания в них граждан и использования коммунальных ресурсов и услуг для личных бытовых нужд граждан.

Однако фактическое целевое назначение жилого помещения, исходя из вида деятельности, осуществляемой собственником данного помещения, связано с предоставлением коммерческих услуг, что необходимо выяснять в каждом спорном случае.

Выводы

При возникновении спорных ситуаций о применении тарифов за потребленные ресурсы и энергию необходимо руководствоваться статусом потребителя, объекта энергообеспечения, а также реальной цели его использования. В то же время каждая ситуация индивидуальна, для анализа сложившихся отношений и построения грамотной позиции в споре требуется квалифицированная юридическая помощь.

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*