Антимонопольный комплаенс компании – как выстроить защиту?
Риски привлечения к ответственности – обычная составляющая работы любой российской компании. Риски ответственности за антимонопольные правонарушения – не исключение. При этом ФАС России, как никто другой, в ковидные времена смягчал наказание для нарушителей, все больше выдавая предписания, а не штрафы. Но так будет не всегда. Применение строгих мер ответственности должно предотвращать нарушения закона.
Антимонопольные органы всегда старались помочь подконтрольной сфере. С 2018 года понятие антимонопольного комплаенса прочно вошло в жизнь государственных и муниципальных органов. Теперь удачный опыт могут перенять и коммерческие организации в соответствии со ст. 9.1. Федерального закона «О защите конкуренции».
Что такое Антимонопольный комплаенс?
Сухая формулировка закона говорит о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Любые бизнес-процессы в организациях складываются по алгоритму: писанному или неписанному. В каждой компании либо сознательно, либо интуитивно избегают рисков или пытаются их минимизировать.
Крупные структуры давно живут по проработанным правилам, называя их по-разному: дорожные карты, инструкции, своды правил, методические рекомендации и т.п.
Антимонопольный комплаенс (АК) – письменный документ, утверждающий алгоритм проверки рисков, который позволяет своевременно выявить и пресечь или предотвратить нарушение антимонопольного законодательства. Количество документов АК не регламентируется и определяется исключительно удобством использования.
Например, при устоявшейся структуре организации общая дорожная карта может быть единой, принимаемой на долгое время, а перечень/карта комплаенс-рисков – актуализироваться ежеквартально, особенно на первом этапе. Либо можно отдельно регламентироваться комплаенс-процессы по направлениям рекламы и участия в соглашениях по развитию бизнеса. Документы антимонопольного комплаенса разрабатываются самостоятельно организацией, исходя из внутренней структуры принятия решений.
Как оформить Антимонопольный комплаенс?
При этом антимонопольный комплаенс – право, а не обязанность. Между тем, уже появляется информация о вынесении предписаний антимонопольными органами о введении системы антимонопольного комплаенса. Такие предписания можно и нужно оспаривать.
Описание АК содержит ч.2 ст. 9.1. Федерального закона «О защите конкуренции». За формальными словами закона скрывается чек-лист наполнения документа/документов, регулирующих АК в компании:
- пошаговый алгоритм проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- действия по снижению рисков, обнаруженных в процессе оценки;
- круг вовлеченных в процессы, связанные с антимонопольными рисками и подтверждение их ознакомления с АК;
- ответственное за весь процесс АК лицо.
Примеры административных нарушений, по которым могут быть минимизированы риски:
- нарушение законодательства о рекламе (ст.14.3.)
- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП);
- манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (ст. 14.31.2 КоАП РФ);
- заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (ст. 14.32 КоАП РФ);
- недобросовестная конкуренция (ст. 14.33 КоАП РФ).
И этот перечень не является исчерпывающим.
Нужен ли Антимопольный комплаенс?
Мы начали данный обзор с того, что основной целью антимонопольного комплаенса является предотвращение ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
Специалисты Федеральной антимонопольной службы РФ заявляют: «Если мы привлекаем кого-то к ответственности, а он приносит нам процедуру комплаенса и говорит о том, что это должно быть смягчающим обстоятельством, и утверждает, что он принял все исчерпывающие меры по предупреждению антимонопольного законодательства, то мы должны оценить, действительно ли эти меры были исчерпывающими. От этого зависит решение вопроса не только о величине санкции за нарушение, но и в целом об ответственности за нарушение закона».
Представляется, что наличие антимонопольного комплаенса будет учитываться и при подборе подрядчиков на торгах.
Таким образом, антимонопольный комплаенс следует рассматривать как возможность сделать ревизию процессов, влекущих антимонопольные риски, обозначить и утвердить понятные алгоритмы взаимодействия сотрудников внутри организации, а также получить законное преимущество на рынке.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.