Аналитика

Ответственность за недобросовестное ведение переговоров

6 июл 2017
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
Совещание.jpg

С недавнего времени в российском законодательстве действуют новые нормы о переговорах при заключении договора.  Данные нормы направлены на регуляцию переговорного процесса во избежание злоупотреблений со стороны потенциальных контрагентов. Действие данных положений распространяется только на отношения, возникшие после вступления в силу изменений, внесенных в ГК 01.07.2015 г. Речь идет о группе норм, первая из которых – статья 434.1 ГК РФ.

Одним из основополагающих постулатов нормы 434.1 ГК РФ является презумпция добросовестности при проведении переговоров (п.2 приведенной статьи) и корреспондирующее ему положение об ответственности за недобросовестное ведение переговоров, которая наступает: при причинении ущерба ввиду поведения стороны, свидетельствующем об отсутствии намерений заключить договор; при предоставлении недостоверной информации; при разглашении информации конфиденциального характера и иных действиях, когда усматривается неблагонадежность намерений контрагента. 

Если стороны заключили соглашение о порядке ведения переговоров, которое нарушает какая-либо из сторон, другая сторона вправе требовать с нарушителя возмещения убытков, явившихся следствием девиантного поведения противной стороны. Сторонам запрещено вводить в соглашение о порядке ведения переговоров положения, которые ограничивают ответственность сторон при преддоговорных процессах: такие положения в силу прямого указания закона (п. 5 ст. 434.1 ГК РФ) являются ничтожными.

Наряду с законом об ответственности в преддоговорных отношениях сторон говорит и Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017). Наиболее ценные выводы содержатся в пунктах 19-21 указанного Постановления. В частности, в качестве одной из мер защиты потерпевшей стороны предусматривается требование о признании сделки недействительной и возмещение вызванных недействительностью убытков, если контрагент предоставил ложную информацию или что-то скрыл. При этом стоит отметить, что нормы статьи 434.1 ГК не подменяют и не исключают применение норм о деликтах, предусмотренных 59-й главой Кодекса (п. 8 ст. 434.1 ГК РФ). Если недобросовестный переговорщик признается потребителем согласно действующему законодательству, то к нему нормы об ответственности при ведении переговоров применяться не будут.

Если в поведении одной из сторон усматриваются определенные признаки, как то: предоставление неполной или недостоверной информации, умолчание об обстоятельствах, которые должны быть доведены до сведения другой стороны, или внезапное и неоправданное прекращение переговоров (пп.1, 2 п. 2 ст. 434.1 ГК РФ), то в таком случае недобросовестность стороны с подобным поведением презюмируется, и уже она должна доказать свою добросовестность (п. 19 Постановления Пленума ВС №7). При этом недобросовестное ведение переговоров является правонарушением, влекущим за собой обязанность возместить убытки, и может рассматриваться как злоупотребление правом на основании статьи 10 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2016 г. по делу N А56-81347/2014).

ГК РФ предусмотрены два варианта передачи споров при заключении договора на разрешение суда: либо понуждение к заключению договора при ситуации, когда для одной из  сторон такое заключение является обязательным (например, заключение договора на условиях публичной оферты), либо по предварительному соглашению сторон о передаче несогласованного договора на рассмотрение суду. При этом нужно учесть, что срок для передачи такого рода споров составляет шесть месяцев с момента возникновения разногласий. При пропуске данного срока спорные вопросы урегулированию не подлежат. При разрешении судом вопроса о содержании договора последний считается заключенным на условиях, изложенных в судебном акте по делу. При этом Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит в себе оснований для отказа в иске по данной категории дел. 

Необходимо заметить, что при нарушении порядка ведения переговоров юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный недобросовестным поведением его работника при проведении переговоров. В случае, когда вред при проведении переговоров причинен несколькими контрагентами совместно, они отвечают перед потерпевшим солидарно (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 апреля 2017 г. по делу N А27-11869/2016).
 
В общем итоге следует констатировать, что новые нормы о преддоговорной ответственности нашли свое отражение в судебной практике и эффективно применяются против недобросовестных контрагентов. Требования данных норм следует всегда иметь в виду при ведении переговорного процесса и планировании заключения договоров.


Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*