Аналитика

Статус сетевой организации: получение, утрата, особенности

22 фев 2024

К нам обращаются клиенты – коммерческие организации, имеющие в собственности участки сетей и сетевого оборудования, зачастую через сети которых опосредовано подключены к сетям другие абоненты или субабоненты. У клиентов возникают вопрос о способах возмещения убытков в форме потерь на линии и расходов на обслуживание участков сетей ввиду наличия подключенных субабонентов и необходимости понимания в наличии смысла становиться сетевой организацией, получая соответствующий статус, т.к. простой потребитель не обладает возможностями по установлению каких-либо тарифов.

Что такое «сетевая организация»?

В сфере электроэнергетики, сетевая организация – организации, владеющая на праве собственности или на ином установленном законом основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых она:

  • оказывает услуги по передаче электрической энергии;
  • осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям в установленном порядке;
  • заключает договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Для заключения договора на подключение заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Существует также понятие территориальной сетевой организации, более узкое и относимое к нашей ситуации. 

Территориа́льная сетева́я организа́ция - это тоже коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, но не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных законом, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и которая соответствует утверждённым Правительством РФ критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Тем самым Правительством РФ утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, к которым, в частности, относятся:

  • владение (на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного долгосрочного расчётного периода регулирования) трансформаторными и иными подстанциями в пределах субъекта РФ с установленными силовыми трансформаторами, сумма номинальных мощностей которых составляет на 2023 г. не менее 15 МВА; на 2024 г. – не менее 30 МВА; на 2025 г. и далее – не менее 150 МВА;
  • владение (на праве собственности и/или на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования) линиями электропередачи (воздушными и/или кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта РФ, непосредственно соединёнными с трансформаторными и иными подстанциями не менее двух проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше, 35 кВ, 1–20 кВ; ниже 1 кВ – трёхфазных участков линий электропередачи, сумма протяженности которых по трассе составляет на 2023 г. не менее 20 км; на 2024 г. – не менее 50 км; на 2025 г. и далее – не менее 300 км и др.

Соответственно, для того, чтобы быть признанным сетевой организацией, необходимо как наличие собственных сетей, так и наличие трансформаторной подстанции. Без последней, только лишь владея линией, организация не может стать сетевой. 

При получении статуса сетевой организации в нашем случае мы приобретаем право взимания платы за оказанные услуги по передаче энергии, что и будет являться способом монетизации и/или возмещения затрат на обслуживание принадлежащих нам объектов сетевого хозяйства. 

Следует иметь в виду, что, приобретая статус сетевой организации, лицо несет следующие обязанности, обусловленные деятельностью по оказанию услуг по передаче электрической энергии: 

  • регулярное представление в ФАС информации о своей деятельности в соответствии со стандартами, установленными указанным органом;
  • осуществление обязательного технологического присоединения к электрическим сетям по обращению любого заинтересованного лица;
  • формирование и реализация инвестиционных программ, направленных на развитие электрических сетей с учетом потребностей населения и экономики;
  • подхват при необходимости функций гарантирующего поставщика;
  • обеспечение коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках;
  • обеспечение надежности и качества энергоснабжения;
  • введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями в случае нарушения ими своих обязательств, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций;
  • выполнение функций технологической инфраструктуры розничных рынков, которые выражаются, в том числе в выявлении в интересах всех участников рынка случаев безучетного и бездоговорного потребления и применении гражданско-правовых последствий за данные действия, являющиеся гражданским правонарушением. 

Получение статуса территориальной сетевой организации. 

Как указано выше, стать сетевой организацией лицо может при соответствии критериям, описанным выше, на конкурсной основе. 

По общему правилу, участником конкурса может быть большинство коммерческих организаций, независимо от организационно-правовой формы. Заявитель направляет в уполномоченный федеральный орган заявку на участие в конкурсе, содержащую следующую информацию: наименование заявителя, место его нахождения, ИНН, ОГРН, информацию об отсутствии заявителя в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в течение одного года до даты подачи данной заявки, информацию о величине собственного капитала заявителя или о заключенном заявителем договоре банковской гарантии; величина расчетной предпринимательской прибыли, подлежащая учету в следующем периоде регулирования при формировании сбытовой надбавки заявителя в случае присвоения заявителю статуса гарантирующего поставщика; величина расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, подлежащая учету в следующем периоде регулирования при формировании сбытовой надбавки заявителя в случае присвоения заявителю статуса гарантирующего поставщика (значение указанной величины должно быть меньше или равно величине расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, установленной в решении уполномоченного федерального органа о проведении соответствующего конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика); величина расходов на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей (потребителей) электрической энергии. 

К заявке на участие в конкурсе прилагаются следующие документы: расчет показателей финансового состояния заявителя по результатам последнего отчетного периода; документы, подтверждающие величину собственного капитала заявителя или заключенный заявителем договор банковской гарантии в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с суммой покрытия, аналогичной размеру собственного капитала, необходимого для участия в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика; отчетные формы, заполненные в соответствии с формами и форматом отчетных форм для лиц, имеющих намерение участвовать в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика, установленными договором о присоединении к торговой системе оптового рынка и содержащие информацию о финансовом результате деятельности заявителя; бухгалтерская (финансовая) отчетность заявителя за последний год, предшествующий дате подачи заявки на участие в конкурсе; полный список аффилированных лиц заявителя в соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а также лиц, являющихся в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации взаимозависимыми с заявителем; информация о лицах, входящих в группу лиц с заявителем; выписка из реестра субъектов оптового рынка с указанием вида деятельности, в целях осуществления которого заявитель участвует в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке (тип субъекта оптового рынка, к которому относится заявитель в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка), и указанием государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации заявителя, выданная советом рынка.

Федеральный антимонопольный орган предоставляет в конкурсную комиссию информацию о соответствии участника конкурса требованиям в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на участие в конкурсе и приложенных к ней документов. 

Дата заседания конкурсной комиссии назначается в течение 12-20 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа уведомления о дате заседания конкурсной комиссии. 

Утрата статуса сетевой организации. Что происходит с присоединенными абонентами? 

Финансовые и иные затраты территориальных сетевых организаций на содержание принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в целях передачи электрической энергии ее потребителям покрываются за счет оплаты стоимости оказанных данными субъектами электроэнергетики услуг по передаче электрической энергии. Именно так и достигается баланс экономических интересов поставщиков электрической энергии, территориальных сетевых организаций и потребителей электрической энергии.

Но в случае утраты компаниями, которые являются собственниками объектов электросетевого хозяйства, (заключивших с потребителями договоры о технологическом присоединении), статуса сетевой компании, они не обладают правом отключить потребителей от своих сетей, ранее присоединенных ими в период обладания статусом сетевых организаций.

Следует отметить, что возможность отключения законно присоединенных субабонентов также отсутствует, независимо от наличия статуса сетевой организацией в прошлом.

Абонент отвечает за участок сетей ДО точки технологического присоединения третьего лица к его сетям. Иными словами, отвечает за сохранность то лицо, кому данный участок сети принадлежит. Кроме того, по закону мы не можем устанавливать свой тариф за передачу энергии. Если мы отключим законно присоединенного субабонента, это будет грозить судебным разбирательством.

Тем самым собственники электросетевого хозяйства самостоятельно несут бремя расходов, связанных с потерями электрической энергии, возникающих в связи с обеспечением ими передачи энергии через свои объекты электросетевого хозяйства иным потребителям электрической энергии (субабонентам), договоры о технологическом присоединении с которыми они заключали в иных экономических условиях.

Кроме того, такие собственники несут бремя содержания принадлежащего им имущества, поддержания его в надлежащем техническом состоянии, в том числе в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии иным ее потребителям. Однако определенные возможности защиты имущественных прав сособственников объектов электросетевого хозяйства все же имеются.

В соответствии с действующим законодательством, начиная с 1 января 2020 фактические расходы собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, который не оказывает услуги по передаче электроэнергии, на приобретение электрической энергии для того, чтобы компенсировать потери, которые возникли в связи с обеспечением перетока электрической энергии в устройства потребителей, присоединенных на основании договора, в соответствии с Правилами технологического присоединения, в период, когда эти услуги были оказаны, подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, по заявлению указанного собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.

Выводы.

Статус сетевой организации предполагает не только наличие возможности получения финансовых выгод, но ряд серьезных обязанностей, определенных законодательством, что требует серьезного анализа на стадии принятия решения о получении данного статуса. 

Одной из существенных причин, побуждающих коммерческие субъекты рассматривать вопрос о получении статуса сетевой организации – наличие опосредованно присоединенных субабонентов, так как абоненты не вправе отключать законно присоединенных субабонентов от принадлежащих им сетей и объектов сетевого хозяйства. 

В свою очередь, взимание платы с субабонентов за передачу энергии по своим сетям возможна при условии получения статуса сетевой организации в сфере электроэнергетики, что налагает на лицо обязанность соответствия повышенным требованиям, в том числе владение на законных основаниях как сетями, так и трансформаторной подстанцией, а также прохождение конкурсной процедуры.

В случае отсутствия существенной материальной целесообразности в получении статуса сетевой организации рекомендуем таким компаниям рассмотреть альтернативные способы компенсации потерь, в том числе путем обращения за компенсацией к действующей территориальной сетевой организации, к которой присоединено и лицо, и субабоненты.

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*