Аналитика

Распространенные мифы о выездной налоговой проверке

22 янв 2018
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
Мифы.jpg

Любой руководитель предприятия или собственник бизнеса, даже если он является добросовестным плательщиком всех налогов и сборов, опасается выездной налоговой проверки и всячески старается ее избежать. И это неудивительно, ведь к вам придут люди, которые постараются уличить вас в каких-либо нарушениях и привлечь к налоговой ответственности.

Прежде всего нужно отметить, что критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков (индикаторы проверки) утверждены в гл. 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Однако отсутствие у вас этих критериев не является гарантией непроведения выездной налоговой проверки (ВНП). Существуют другие, непоименованные, но активно применяемые фискалами индикаторы.   

Складывающаяся ситуация порождает массу мифов и легенд. Постараемся их развеять.

Миф 1. Первые три года после создания предприятия проверки не будет

Это распространенное заблуждение основано на положениях ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В ней указывается, что интервал между проверками либо срок проведения проверки не должен быть меньше 3 лет.

Все верно, но следует обратить внимание на подп.4 п.3.1 ст.1 №294-ФЗ, где указывается, что сфера применения данного ФЗ не распространяется на налоговый контроль, положения о котором содержатся в гл. 14 Налогового кодекса РФ.

Так что бессмысленно через каждые три года менять предприятие, чтобы не попасть под ВНП.

Налоговый кодекс также не запрещает проведение выездных налоговых проверок предприятий, которые были зарегистрированы три года назад или менее того. Более того, специальная норма гл. 14 - п. 5 ст. 89 Налогового кодекса - устанавливает, что налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Миф 2. Когда предприятие уведомило о своей ликвидации, обязательно проводится ВНП

Если предприятие или организация планирует официальную ликвидацию, налоговые органы должны быть поставлены в известность в трехдневный срок. А там уже решают, проводить ВНП или нет.

В течение двух месяцев после принятия решения о ликвидации предприятия кредиторы имеют право предъявить претензии. В течение этого же срока нужно провести выездную налоговую проверку. Весь процесс ВНП, начиная от ознакомления с документами и заканчивая вынесением решения, должен уложиться в двухмесячный срок.

Поэтому при ликвидации организаций выездная проверка производится далеко не всегда. Обычно ей подвергаются либо организации, которые подозреваются в совершении налоговых правонарушений, либо крупные предприятия.

Миф 3. Если к организации проявляет интерес УФНС, ВНП неизбежна

В этом утверждении доля истины достаточно велика. Действительно, если в УФНС появляется информация о возможных нарушениях налогового законодательства какой-либо организацией, ее направляют в территориальную инспекцию, на учете в которой находится данное предприятие.

Территориальная инспекция принимает решение, проводить ли выездную налоговую проверку.

Миф 4. Если предприятие неоднократно предоставляет убыточную декларацию, проводится налоговая проверка

Если на протяжении двух и более налоговых периодов компания показывает убыточность, это не является основанием для выездной налоговой проверки. Ведь убыток предприятия – это далеко не всегда признак сокрытия доходов.

Например, если организация недавно открылась, она может некоторое время, пока не выйдет на положительные балансовые показатели, работать в убыток. Предприятие вкладывает средства в развитие с расчетом на будущую прибыль. И даже если найдутся нарушения, они будут незначительными.

Усилия, затраченные на проверку такого предприятия, не имеющего устойчивой прибыли, не будут эффективными. Для налоговых органов в большинстве случаев лучше провести ее на крупном, прибыльном предприятии, где доходы и налоговые отчисления значительны.

Миф 5. Избежать запланированную ВНП можно, быстро сменив территориальную налоговую инспекцию

Такой «хитрый» ход может только усугубить ситуацию. Если организация делает такие резкие движения, значит, она предпринимает попытки сокрытия налоговых нарушений. Даже если вы успели сменить налоговую инспекцию, это ничего не даст. Если прежняя инспекция вынесла решение о проверке до вашего «переезда», проверку она все равно проведет.

Если же решение вынести не успели, то ситуация не лучше. Прежняя инспекция с большой долей вероятности обратится в новую, где вы встали на учет, с ходатайством о проведении ВНП. И вместо отмены проверки вы получите более тщательное ее проведение.

Например, если первоначально планировалась камеральная проверка, то при смене дислокации налоговая инспекция может принять решение о проведении комплексной ВНП.

Миф 6. Если деятельность организации не подпадает под «критерии» ВНП, она ей не грозит

Решая провести налоговую проверку, инспекция руководствуется приказом, указанным во введении. Там перечислены основания для проведения таких мероприятий. Некоторые руководители предприятий ошибочно полагают, что если к их организации ни один из перечисленных критериев не применим, то ВНП можно не ждать.

На самом деле существует масса дополнительных факторов, которые могут привести проверку на ваше предприятие.

Под пристальным вниманием проверяющих органов, в том числе и налоговых, всегда находятся организации, которые перечисляют в бюджет значительные суммы. Они ведут успешную, прибыльную деятельность, имеют высокий доход. Поводом для визита налоговых инспекторов может стать просто факт существования такого предприятия и необходимость выполнения фискального «плана».

Не исключен также сигнал о возможных нарушениях налогового законодательства со стороны органов внутренних дел или других сторонних организаций. Такая информация также может послужить причиной для ВНП.
Кроме этого, причиной для ВНП может являться предъявление к возмещению значительной суммы НДС.

Каждый руководитель предприятия предпочел бы избежать выездных налоговых проверок  и последующих налоговых споров. Но если ваша бухгалтерия работает слаженно и профессионально, а деятельность организации проводится в полном соответствии с действующим законодательством, то опасаться абсолютно нечего.



Поделиться:
руководитель налоговой практики
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*