јналитика

–аспространенные мифы о выездной налоговой проверке

22 янв 2018
ћифы.jpg

Ћюбой руководитель предпри€ти€ или собственник бизнеса, даже если он €вл€етс€ добросовестным плательщиком всех налогов и сборов, опасаетс€ выездной налоговой проверки и вс€чески стараетс€ ее избежать. » это неудивительно, ведь к вам придут люди, которые постараютс€ уличить вас в каких-либо нарушени€х и привлечь к налоговой ответственности.

ѕрежде всего нужно отметить, что критерии самосто€тельной оценки рисков дл€ налогоплательщиков (индикаторы проверки) утверждены в гл. 4 ѕриказа ‘Ќ— –оссии от 30.05.2007 є ћћ-3-06/333@. ќднако отсутствие у вас этих критериев не €вл€етс€ гарантией непроведени€ выездной налоговой проверки (¬Ќѕ). —уществуют другие, непоименованные, но активно примен€емые фискалами индикаторы.   

—кладывающа€с€ ситуаци€ порождает массу мифов и легенд. ѕостараемс€ их разве€ть.

ћиф 1. ѕервые три года после создани€ предпри€ти€ проверки не будет

Ёто распространенное заблуждение основано на положени€х ст. 9 ‘едерального закона є 294-‘« Ђќ защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контрол€ (надзора) и муниципального контрол€ї. ¬ ней указываетс€, что интервал между проверками либо срок проведени€ проверки не должен быть меньше 3 лет.

¬се верно, но следует обратить внимание на подп.4 п.3.1 ст.1 є294-‘«, где указываетс€, что сфера применени€ данного ‘« не распростран€етс€ на налоговый контроль, положени€ о котором содержатс€ в гл. 14 Ќалогового кодекса –‘.

“ак что бессмысленно через каждые три года мен€ть предпри€тие, чтобы не попасть под ¬Ќѕ.

Ќалоговый кодекс также не запрещает проведение выездных налоговых проверок предпри€тий, которые были зарегистрированы три года назад или менее того. Ѕолее того, специальна€ норма гл. 14 - п. 5 ст. 89 Ќалогового кодекса - устанавливает, что налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев прин€ти€ решени€ руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведени€ выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничени€.

ћиф 2.  огда предпри€тие уведомило о своей ликвидации, об€зательно проводитс€ ¬Ќѕ

≈сли предпри€тие или организаци€ планирует официальную ликвидацию, налоговые органы должны быть поставлены в известность в трехдневный срок. ј там уже решают, проводить ¬Ќѕ или нет.

¬ течение двух мес€цев после прин€ти€ решени€ о ликвидации предпри€ти€ кредиторы имеют право предъ€вить претензии. ¬ течение этого же срока нужно провести выездную налоговую проверку. ¬есь процесс ¬Ќѕ, начина€ от ознакомлени€ с документами и заканчива€ вынесением решени€, должен уложитьс€ в двухмес€чный срок.

ѕоэтому при ликвидации организаций выездна€ проверка производитс€ далеко не всегда. ќбычно ей подвергаютс€ либо организации, которые подозреваютс€ в совершении налоговых правонарушений, либо крупные предпри€ти€.

ћиф 3. ≈сли к организации про€вл€ет интерес ”‘Ќ—, ¬Ќѕ неизбежна

¬ этом утверждении дол€ истины достаточно велика. ƒействительно, если в ”‘Ќ— по€вл€етс€ информаци€ о возможных нарушени€х налогового законодательства какой-либо организацией, ее направл€ют в территориальную инспекцию, на учете в которой находитс€ данное предпри€тие.

“ерриториальна€ инспекци€ принимает решение, проводить ли выездную налоговую проверку.

ћиф 4. ≈сли предпри€тие неоднократно предоставл€ет убыточную декларацию, проводитс€ налогова€ проверка

≈сли на прот€жении двух и более налоговых периодов компани€ показывает убыточность, это не €вл€етс€ основанием дл€ выездной налоговой проверки. ¬едь убыток предпри€ти€ Ц это далеко не всегда признак сокрыти€ доходов.

Ќапример, если организаци€ недавно открылась, она может некоторое врем€, пока не выйдет на положительные балансовые показатели, работать в убыток. ѕредпри€тие вкладывает средства в развитие с расчетом на будущую прибыль. » даже если найдутс€ нарушени€, они будут незначительными.

”сили€, затраченные на проверку такого предпри€ти€, не имеющего устойчивой прибыли, не будут эффективными. ƒл€ налоговых органов в большинстве случаев лучше провести ее на крупном, прибыльном предпри€тии, где доходы и налоговые отчислени€ значительны.

ћиф 5. »збежать запланированную ¬Ќѕ можно, быстро сменив территориальную налоговую инспекцию

“акой Ђхитрыйї ход может только усугубить ситуацию. ≈сли организаци€ делает такие резкие движени€, значит, она предпринимает попытки сокрыти€ налоговых нарушений. ƒаже если вы успели сменить налоговую инспекцию, это ничего не даст. ≈сли прежн€€ инспекци€ вынесла решение о проверке до вашего Ђпереездаї, проверку она все равно проведет.

≈сли же решение вынести не успели, то ситуаци€ не лучше. ѕрежн€€ инспекци€ с большой долей веро€тности обратитс€ в новую, где вы встали на учет, с ходатайством о проведении ¬Ќѕ. » вместо отмены проверки вы получите более тщательное ее проведение.

Ќапример, если первоначально планировалась камеральна€ проверка, то при смене дислокации налогова€ инспекци€ может прин€ть решение о проведении комплексной ¬Ќѕ.

ћиф 6. ≈сли де€тельность организации не подпадает под Ђкритерииї ¬Ќѕ, она ей не грозит

–еша€ провести налоговую проверку, инспекци€ руководствуетс€ приказом, указанным во введении. “ам перечислены основани€ дл€ проведени€ таких меропри€тий. Ќекоторые руководители предпри€тий ошибочно полагают, что если к их организации ни один из перечисленных критериев не применим, то ¬Ќѕ можно не ждать.

Ќа самом деле существует масса дополнительных факторов, которые могут привести проверку на ваше предпри€тие.

ѕод пристальным вниманием провер€ющих органов, в том числе и налоговых, всегда наход€тс€ организации, которые перечисл€ют в бюджет значительные суммы. ќни ведут успешную, прибыльную де€тельность, имеют высокий доход. ѕоводом дл€ визита налоговых инспекторов может стать просто факт существовани€ такого предпри€ти€ и необходимость выполнени€ фискального Ђпланаї.

Ќе исключен также сигнал о возможных нарушени€х налогового законодательства со стороны органов внутренних дел или других сторонних организаций. “ака€ информаци€ также может послужить причиной дл€ ¬Ќѕ.
 роме этого, причиной дл€ ¬Ќѕ может €вл€тьс€ предъ€вление к возмещению значительной суммы Ќƒ—.

 аждый руководитель предпри€ти€ предпочел бы избежать выездных налоговых проверок  и последующих налоговых споров. Ќо если ваша бухгалтери€ работает слаженно и профессионально, а де€тельность организации проводитс€ в полном соответствии с действующим законодательством, то опасатьс€ абсолютно нечего.



 риулин јндрей

руководитель отдела судебной работы

«адать вопрос

"¬ыход из договорных отношений из-за COVID-19"
11 »юн€ 2020
10.00 (ћ— )

Ѕесплатный вебинар

онлайн-конференци€
" ак остатьс€ на плаву: новые стратегии дл€ бизнеса"
„итать полностью
 омисси€ за сомнительные банковские операции
  • „то такое сомнительна€ операци€?
  • «аконен ли заградительный тариф? 
  •  ак избежать потерь? 
”плата налогов:
когда за ошибку в декларации привлекут к ответственности?
Ќа практике возникают ситуации, когда в ходе налоговых проверок...
„итать полностью
«а€вка на консультацию
ѕодписатьс€ на рассылку по e-mail