Аналитика

Новые положения в сфере государственной регистрации недвижимости. В чем отличие от прежних норм?

5 Дек 2016
img-20130711162633-158.jpg Положениями указанного Закона предусмотрено создание Единого государственного реестра  недвижимости, в который войдут реестры:

- объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
- прав, их обременений и ограничений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость);
- границ. На данный момент информация о границах содержится в кадастре недвижимости.

Безусловным новшеством является также то, что большая часть сведений будет вноситься в указанный ЕГРН без непосредственного участия самих правообладателей (юридических и физических лиц):
- органы местного самоуправления, а также органы гос. власти обязаны будут направлять в регистрирующий орган информацию (сведения, документы) по результатам принятых ими решений, касающихся установления или изменения разрешенного вида использования земельного участка; утверждения результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости; отнесения земельного участка к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую и т.д.;
- ФМС России обязан направлять информацию об изменениях сведений о физлице;
- органы опеки и попечительства передают сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника, которые находятся под опекой или попечительством, либо наличии несовершеннолетних членов семьи, оставшихся без попечения родителей;
- орган записи актов гражданского состояния направляет сведения о государственной регистрации смерти;
- суды или уполномоченные органы, вынесшие определение о наложении ареста на объект недвижимости, направляют копию такого акта;
- нотариусы будут предоставлять сведения о выданных свидетельствах о праве на наследство, а также сведения о лице, получившем свидетельство, и об объекте наследования.

Кроме того, согласно новым правилам:

1) Осуществлять действия по кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав должен только Росреестр и/или его территориальные органы. Указанные функции нельзя будет передавать подведомственным учреждениям. В настоящее время кадастровый учет проводит подведомственная Росреестру кадастровая палата.

2) Одновременно можно будет проводить и кадастровый учет и госрегистрацию. Действующим законодательством одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

3) Закон не ставит в зависимость возможность сдачи документов на регистрацию прав и кадастровый учет от адреса нахождения  объекта недвижимости. Документы можно будет сдавать в любом филиале Росреестра и/или МФЦ. На данный момент заявление о кадастровом учете подается только по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав — по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа.

4) Юрлицам не обязательно будет представлять пакет учредительных документов. Росреестр должен будет самостоятельно запрашивать документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него, в ИФНС. На сегодняшний день не требуется предоставление таких документов только в случае, если ранее они подавались, а изменения в них не вносились.

5) Изменения коснулись и срока проведения кадастрового учета и госрегистрации прав, который составит:
- для кадастрового учета - 5 рабочих дней;
- в случае одновременного проведения учета и госрегистрации -10 рабочих дней;
- для госрегистрации прав - 7 рабочих дней.
При предоставлении пакета документов через МФЦ, сроки увеличиваются на 2 рабочих дня.
Сейчас общий срок осуществления как учета объектов недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на них составляет десять рабочих дней для каждого действия.

6) Дополнены и уточнены основания для приостановления кадастрового учета и/или госрегистрации по усмотрению госрегистратора. По сравнению с действующими нормами, перечень оснований значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

7)  Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации:
- 3 месяца — по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
- 6 месяцев — по инициативе заявителя. При этом, Закон ограничил возможность приостановки по  заявлению одним разом.
В настоящее время регистрация прав на недвижимость по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на 3 месяца.

Таким образом, закон предусматривает достаточно широкий перечень изменений, которые направлены на улучшение качества предоставления государственных услуг. Отрицательным, на наш взгляд, является положение увеличивающее срок приостановления госрегистрации по инициативе заявителя, поскольку это может повлечь проявление недобросовестного поведения стороны в сделке и причинение ущерба стороне, заинтересованной в регистрации сделки.


Изменение налоговым органом квалификации сделок налогоплательщика и его последствия
06 Июня 2019
10.00 (МСК)

Бесплатный вебинар

Ипотечные каникулы?
Это реально, но есть особенности
Российские законодатели облегчили жизнь «ипотечник...
Читать полностью
Хартия АПК.
Защита от проблем или новые налоговые риски?
  • Что такое Хартия АПК
  • Каковы ее плюсы и минусы?
  • Защитит ли Хартия АПК своих участников от проблем?
Заявка на бесплатную консультацию
Подписаться на рассылку по e-mail