јналитика

–ежим самоизол€ции и особенности его правового статуса

4 јпр 2020

man-4957154_1920.jpgѕока коронавирус продолжает шагать по стране, а количество зараженных увеличиваетс€ экспоненциально, власт€м приходитс€ принимать жесткие меры по обеспечению так называемого Ђсоциального дистанцировани€ї - уменьшени€ контактов между людьми в цел€х прекращени€ распространени€ заболевани€.  аждое предпринимаемое органами власти действие всегда опираетс€ на законы, но €вл€етс€ ли введение об€зательного режима Ђсамоизол€цииї законным? ¬ насто€щей статье мы хотим максимально дать вам информацию дл€ собственного анализа, а все выводы вы сделаете сами.

„то говор€т законы?

»так, 29 марта 2020 г. ”казом мэра ћосквы є 34-”ћ от 29.03.2020 Ђќ внесении изменений в указ ћэра ћосквы от 5 марта 2020 г. є 12-”ћї в пункте 9 установлена об€занность граждан не покидать места проживани€, за исключением некоторых случаев Ц выхода за товарами первой необходимости (в ближайшую точку реализации), выгула домашних животных на рассто€нии не более чем 100 метров от дома, выноса бытовых отходов (далее будем называть эту об€занность Ђрежим самоизол€цииї). ”же с 29 марта 2020 г. некоторые юристы, в том числе председатель комитета —овета ‘едерации ‘едерального —обрани€ –‘ јндрей  лишас, стали сомневатьс€ в правомерности прин€ти€ подобного решени€. ѕри этом, начина€ с 30 марта 2020 г. регионы один за другим начали вводить режим самоизол€ции и по состо€нию на утро 2 апрел€ 2020 г. такой режим не был введен лишь в 6 субъектах –оссийской ‘едерации.

¬ ¬оронежской области подобный режим установлен с 31 марта 2020 г. согласно ”казу √убернатора ¬оронежской области от 31.03.2020 г. є 132-у. “ак в чем же заключаетс€ возможна€ правова€ неопределенность относительно введени€ режима самоизол€ции?
 
 онституци€ –‘, €вл€юща€с€ основным законом государства, признает за каждым гражданином право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) и право на свободу передвижени€ (ст. 27). ƒалее возникает определенный дуализм касательно путей дискуссии о вообще каком-либо ограничении прав граждан:

1. —огласно ч. 1 ст. 56  онституции –‘ отдельные ограничени€ прав и свобод граждан могут устанавливатьс€ с указанием пределов и срока их действи€ в услови€х чрезвычайного положени€ и в цел€х обеспечени€ безопасности граждан и защиты конституционного стро€. „резвычайное положение Ц особый правовой режим, который согласно ‘едеральному конституционному закону Ђќ чрезвычайном положенииї вводитс€ ”казом ѕрезидента с об€зательным утверждением —овета ‘едерации.  ак мы знаем, такой режим не введен, в св€зи с чем данное основание дл€ введени€ ограничений прав и свобод граждан отпадает.

2. Ќа основании ч. 3 ст. 55  онституции –‘ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в цел€х защиты основ конституционного стро€, нравственности, здоровь€, прав и законных интересов других лиц, обеспечени€ обороны страны и безопасности государства.

ѕрименительно к реализации ограничений прав и свобод граждан ключевым становитс€ вопрос о том, какие же законы могут содержать такие ограничени€? ¬арианта снова два:

1) ‘едеральный закон є 68-‘« от 21.12.1994 г. Ђќ защите населени€ и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераї.

ѕервоочередным €вл€етс€ вопрос о том, €вл€етс€ ли эпидеми€ коронавируса чрезвычайной ситуацией, то есть тем условием, при котором примен€ютс€ нормы ‘«-68.

Ќа основании абз. 1 п. 1 ст. 1 данного закона чрезвычайна€ ситуаци€ - это обстановка на определенной территории, сложивша€с€ в результате аварии, опасного природного €влени€, катастрофы, стихийного или иного бедстви€, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнеде€тельности людей.

¬ случае, если мы принимаем, что эпидеми€ коронавируса подходит под указанное определение чрезвычайной ситуации, необходимо установить, какие полномочи€ по€вл€ютс€ у органов государственной власти субъекта. Ќа сегодн€шний день в ¬оронежской области (и других регионах страны) введен режим повышенной готовности, предусмотренный подпунктом Ђбї пункта 6 ст. 4.1 ‘« Ђќ защите населени€ и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераї (далее Ц ‘« є 68).

ѕри введении режима повышенной готовности (п. 8, 10 ст. 4.1 ‘« є 68) высшее должностное лицо субъекта (в ¬оронежской области - √убернатор) имеет право согласно пп. а п. 10 ст. 4.1 ‘« є 68 ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновени€ чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.

ѕолучаетс€, что если коронавирус подойдет под определение чрезвычайной ситуации (хот€ эпидемии и/или распространение каких-либо заболеваний пр€мо не указаны в качестве таковой), то правомерность ограничени€ передвижени€ людей будет зависеть от того, можно ли считать любую территорию за пределами собственного места проживани€ территорией, на которой существует угроза возникновени€ „—.

 2) ‘едеральный закон є 52-‘« от 30.03.1999 г. Ђќ санитарно-эпидемиологическом благополучии населени€ї.
 
ƒанный закон регулирует отношени€, возникающие в области обеспечени€ санитарно-эпидемиологического благополучи€ населени€ как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровь€ и благопри€тную окружающую среду. ‘едеральный закон Ђќ санитарно-эпидемиологическом благополучии населени€ї (далее Ц ‘« є 52) в стать€х 6 и 31 предусматривает дл€ субъектов право вводить и отмен€ть на территории субъекта –‘ ограничительные меропри€ти€ (карантин) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. ‘актически, несмотр€ на иное наименование, об€занность граждан не покидать места проживани€ и €вл€етс€ такими ограничительными меропри€ти€ми Ц карантином.

¬ соответствии с абз. 15 ст. 1 ‘« є 52 ограничительные меропри€ти€ (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространени€ инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хоз€йственной и иной де€тельности, ограничение передвижени€ населени€, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

’одить нельз€ запретить. 

ѕолучаетс€, что ключевой вопрос остаетс€ вокруг толковани€ этого самого Ђограничени€ передвижени€ населени€ї - €вл€етс€ ли фактический запрет выходить из места проживани€ (кроме крайне усеченного количества случаев) ограничением передвижени€ населени€ или такое ограничение подразумевает под собой закрытие определенных районов, населенных пунктов, контроль передвижени€ различных транспортных средств?

—огласно п. 3 ст. 31 ‘« є 52 пор€док осуществлени€ ограничительных меропри€тий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновени€ и распространени€ которых ввод€тс€ ограничительные меропри€ти€ (карантин), устанавливаютс€ санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами –оссийской ‘едерации. Ќи один пункт санитарных правил не содержит таких ограничений, как ограничение передвижени€ здоровых граждан. ≈динственным источником обосновани€ домашнего карантина (хот€ формального его введени€ и не было в силу подмены терминов) €вл€етс€ »нформаци€ –оспотребнадзора от 19.03.2020 г. Ђќб основных принципах карантина в домашних услови€хї, но она в силу пр€мого указани€ распростран€етс€ только на гражданам, у которых был контакт с больными или тем, кто вернулс€ из путешестви€ или был в командировке.

» еще один немаловажный (а, возможно, и ключевой) аспект Ц имелось ли на момент подписани€ ”каза о запрете покидать места проживани€ предписание (предложение) √лавного государственного санитарного врача (или его заместител€) о необходимости введении подобных ограничительных мер? ¬ ”казе √убернатора ¬оронежской области от 31.03.2020 г. ссылки на него нет. ѕо состо€нию на 2 апрел€ 2020 г. такое предписание (предложение) в открытых источниках нами также обнаружено не было.

“ем временем 1 апрел€ 2020 г. ѕрезидентом –оссийской ‘едерации был подписан закон о внесении изменений в  одекс –‘ об административных правонарушени€х. ¬ частности, √лава 20  одекса дополн€етс€ статьей 20.61, устанавливающей административную ответственность за невыполнение правил поведени€ при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновени€ чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. ¬ св€зи с этим можно уверенно сказать, что в ближайшее врем€ несоблюдение режима самоизол€ции будет €вл€тьс€ основанием дл€ привлечени€ граждан к административной ответственности.

¬ завершение отметим Ц юристы нашей компании считают очень важным соблюдение социальной дистанции (в том числе рекомендаций по режиму самоизол€ции) и проведение различных профилактических меропри€тий, направленных на прекращение распространени€ коронавирусной инфекции на территории –оссийской ‘едерации. ѕри этом не менее важным мы считаем закон и установленные им процедуры, потому что эпидеми€ пройдет, а с законами нам жить много лет. » нам очень хочетс€ рассчитывать на то, что эти законы будут работать на благо государства.  

ё  "÷ентральный округ" оказывает всю необходимую юридическую помощь бизнесу по вопросам, возникающим из-за эпидемии COVID-19. ¬ частности, мы готовы:

- представить ваши интересы перед налоговой и прочими надзорными органами;

- сопроводить переговоры с контрагентом (банком, арендодателем, прочим кредитором и т.п.);

- оказать содействие в получении сертификата “ѕѕ –‘ об обсто€тельствах форс-мажора. 


"¬ыход из договорных отношений из-за COVID-19"
11 »юн€ 2020
10.00 (ћ— )

Ѕесплатный вебинар

онлайн-конференци€
" ак остатьс€ на плаву: новые стратегии дл€ бизнеса"
„итать полностью
 омисси€ за сомнительные банковские операции
  • „то такое сомнительна€ операци€?
  • «аконен ли заградительный тариф? 
  •  ак избежать потерь? 
»ндексаци€ заработной платы:
разбираемс€ в нюансах.
Ќедавно к нам обратилс€ предприниматель...
„итать полностью
«а€вка на консультацию
ѕодписатьс€ на рассылку по e-mail
* укажите ¬ашу электронную почту и получите все материалы по теме