PRO BONO

Дело о мусоре

29 окт 2021

Предыстория: 

В октябре 2021 г. в адрес ЮК «Центральный округ» пришло письмо от Уполномоченного по защите прав предпринимателей Воронежской области Павла Ковалева. В нем он просил разобраться в проблеме, коснувшейся индивидуального предпринимателя И.А. Данилова. Если вкратце, то ИП Данилов, занимающийся мелкооптовой торговлей строительными материалами в Панинском районе Воронежской области, получил от регионального оператора по вывозу мусора ООО «Вега» предложение заключить договор на вывоз мусора. 

По мнению Данилова, условия договора были невыгодными. Во-первых, стоимость услуг за январь 2020 г. – сентябрь 2021 г. ООО «Вега» оценило в более чем 76 тыс. руб, что на взгляд предпринимателя было явно завышенной суммой. Во-вторых, несмотря на то, что письмо от ООО «Вега» пришло в сентябре 2021 г., договор должен был начать свое действие с 1 января 2020 г., то есть, «задним числом». К тому же у Данилова уже были свои собственные контейнеры, мусор из которых он самостоятельно вывозил на полигон. Да и самого мусора, по его расчетам, в год было не более 1-2 «кубов». 

Справедливо ли платить столь значительные деньги за вывоз настолько незначительного объема мусора? И законно ли заключать договоры, оформленные «задним» числом? Юристы ЮК «Центральный округ» погрузились в этот вопрос. 

Подготовленное нашими юристами заключение: 

Правила обращения, транспортировки, хранения и утилизации твердых коммунальных отходов регулируются нормами Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. От 02.02.2021 г.) (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ, Закон № 89-ФЗ, № 89-ФЗ).
Частью 1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. 

В силу части 4 статьи 24.7 № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. 

Исключение из данного правила содержится в п. 6 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ, согласно которому юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы. 

При этом под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 ст. 1 Закона № 89-ФЗ). 

В тексте обращения указывается, что заявитель имеет статус индивидуального предпринимателя и осуществляет торговую деятельность в помещении, расположенном на территории Панинского муниципального района Воронежской области. 

В распоряжении предпринимателя имеются личные контейнеры для складирования твёрдых коммунальных отходов, которые по мере необходимости самостоятельно вывозиться им в приемные пункты. 

Контейнерная площадка огорожена и включена в схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных (Подтверждение слов заявителя можно найти в реестре мест сбора (накопления) твердых коммунальных отходов на территории Пенинского городского поселения, размещенного на сайте администрации. 

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в случаях, когда юридическое лицо (в равной степени индивидуальный предприниматель) приобрело в собственность пару контейнеров и собственными силами оборудовало площадку для их размещения. Эти объекты по закону являются местами временного хранения отходов. Учет мест размещения отходов осуществляется на федеральном уровне, посредством включения таких площадок в отдельный реестр (Согласно информации, указанной в реестре на территории Панинского кластера такие сооружений отсутствуют). 

Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность заключить договор на обращение с ТКО. 

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО содержится в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». 

В соответствии с пунктом 8.17 указанного постановления региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. 

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. 

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора (приложение к Правилам) и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации в СМИ. 

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными на территориях Аннинского, Верхнехавского, Панинского, Эртильского муниципальных районов Воронежской области от 22 октября 2018 года, заключенного с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской по итогу конкурса, общество с ограниченной ответственностью «Вега» получило статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Панинском и Буртулиновском кластерах Воронежской области. Общество приступило к работе в качестве регионального оператора 1 января 2020 года. 

Предложение о заключении договора и текст типового договора опубликованы в Воронежской областной газете «Воронежский курьер» (выпуск №1 (1319) 10-13 января 2020 г). 

Поскольку в материалах дела отсутствует какая-либо ссылка заявителя на то, что в обозначенное время после публикации предложения заключить договор собственник помещения направлял какие-либо документы в адрес ООО «Вега», соглашение считается заключенным на условиях типового договора, а расчет платы за оказанную коммунальную услугу рассчитывается исходя из утвержденного норматива, поскольку иной вариант расчета объема накопления ТКО сторонами не согласован. 

Учитывая то, что потребителям коммунальных услуг запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил № 1156), советуем предпринимателю обратиться в ООО «Вега» для согласования новых условий договора и перерасчёта стоимости оказываемых услуг. 

При этом предъявленная к оплате сумма задолженности должна быть погашена, поскольку доказательств неисполнения оператором в спорный период возложенных на него обязательств, либо их исполнения с ненадлежащим качеством заявителем не представлено. Использование для расчета платы за обращение с ТКО всей площади помещения потребителя не оспорено. 

Также обращаем ваше внимание на сроки действия договора. Согласно пунктам 26, 27 Типового договора, он заключается на срок с 01.01.2020 г. и действует до 31.12.2020 г. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*