PRO BONO

Дело о нарушениях при перевозке груза

30 июн 2021

Предыстория:

ООО «Энергомехсервис» обратилось к уполномоченному по защите прав предпринимателей Воронежской области П. Ковалеву с просьбой помочь им в оспаривании штрафа за нарушение правил перевозки груза. 

В июне 2021 г. грузовой автомобиль, принадлежавший компании, был остановлен на посту государственного автодорожного надзора. После проверки весогабаритного контроля проверяющие установили, что груз в кузове был закреплен неправильно. Был составлен соответствующий акт, который запретил дальнейшее движение грузовика, поэтому ООО «Энергомехсервис» пришлось нанять эвакуатор, а также оплатить услуги штрафстоянки. Компания понесла расходы в сумме более 16 тысяч рублей. 

Впрочем, после обследования машины на штрафстоянке выяснилось, что груз был закреплен в соответствии со всеми требованиями, он не был смещен и не превышал установленные нормативы. Для разъяснения перспектив оспаривания нарушения в суде компания обратилась к к уполномоченному по защите прав предпринимателей Воронежской области П. Ковалеву, а тот переадресовал обращение в адрес ЮК «Центральный округ». 

Подготовленное нашими юристами заключение:

В ответ на обращение сообщаю следующее. 

Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов транспортным средством по дорогам Российской Федерации определяется Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 (далее – Правила). 

Согласно пункту 6 Правил крупногабаритное транспортное средство – это транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из значений, установленных в Приложении № 1 к Правилам. 

В соответствии с Приложением № 1 предельно допустимая ширина всех транспортных средств составляет 2,55 м. 

В силу ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. 

Из представленных заявителем материалов следует, что ООО «ЭНЕРГОМЕХСЕВИС», не имея специального разрешения, допустило движение по автомобильной дороге транспортного средства с превышением допустимых габаритных параметров по ширине на 15 см, то есть в силу п. 6 Правил, являвшегося крупногабаритным. Выявление данного обстоятельства сотрудниками межрегионального управления государственного автодорожного надзора послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечения Общества к административной ответственности. 

При проведении весогабаритного контроля сотрудником ТО по Саратовской области были произведены соответствующие замеры и в присутствии водителя транспортного средства был составлен Акт проверки и Протокол. Замечаний по содержанию Протокола или Акта-Приложения в момент их составления водитель не оставил (исходя из текста обращения). В Акте проверки было указано, что смещение груза относительно его погрузки отправителем связано с плохими дорожными (ремонт дорог) и погодными (боковой ветер) условиями. Отсюда следует, что на момент составления актов заявитель был согласен с совершенным правонарушением. 

В итоге ООО «ЭНЕРГОМЕХСЕРВИС» было вменено, что им нарушены Правила перевозки тяжеловесных грузов, а именно, Общество осуществляло перевозку тяжеловесного груза (по признаку превышения предельно допустимой ширины транспортного средства – фактическая ширина прицепа составила 2,70 м., при норме 2,55 м.) в отсутствие специального разрешения и специального пропуска. 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). 

В силу абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. 

Исходя из требований безопасности движения, водитель обязан проверить соответствие габаритов груза Правилам дорожного движения, а также состояние крепления и увязки груза, которые должны предотвращать смещение груза за пределы кузова или его выпадение из кузова. По завершении погрузки перевозчик (водитель) подписывает транспортную накладную и в случае необходимости и указывает в ней свои замечания (п.28 Правил). 

Кроме того, пункт 23.2 Правил дорожного движения РФ обязывает водителя контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создания помех для движения не только перед началом, но и во время движения. Водитель также обязан знать способы крепления и размещения различных грузов, особенности их перевозки. В случаях, когда состояние и размещение груза не отвечают установленным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушения либо прекратить дальнейшее движение. 

Поскольку из текста обращения не усматривается, что перевозчиком были приняты соответствующие меры, в том числе документально не были зафиксированы какие-либо замечания к погрузке и расположению груза в транспортном средстве, водитель не контролировал смещение груза относительно его первоначального положения в процессе движения, то нельзя согласиться с тем, что перевозчиком были приняты необходимые меры к недопущению нарушения. 

Ссылка Общества на то обстоятельство, что груз был закреплен «согласно правилам перевозки грузов» не может быть принят во внимание, поскольку доказательства того, что груз был закреплён способом, исключающим его смещение, представлено не было. 

Также хотелось бы отметить, что задокументированные результаты осмотра груза на спецстоянке, на наш взгляд, также не будут иметь доказательственного значения, поскольку во время эвакуации автомобиля в обозначенное место безтарный груз мог вернуться на прежнее место прямо в процессе следования с посторонней помощью или без привлечения таковой, в результате чего после вскрытия прицепа никаких нарушений зафиксировано не было. 

Таким образом, в данном случае административный орган вправе привлечь Общество к административной ответственности, поскольку в действиях заявителя содержатся признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Однако согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П в исключительных случаях и только в судебном порядке допускается принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией.

Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд, рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа. Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении. 

Санкцией части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ в отношении юридических лиц установлен минимальный размер санкции в виде административного штрафа в размере 250 тысяч рублей. 

Следовательно, суд, с учетом обстоятельств дела и тяжести вменяемого нарушения, в случае, если нарушением не причинено существенного вреда общественным интересам, установив наличие оснований для применения санкции ниже низшего предела, вправе снизить размер наказания (штрафа).

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*