Анна Калачева — юрист налоговой практики

Налоговое структурирование

Услуга налогового структурирования включает в себя:

  1. Аудит деятельности

    Тщательное изучение текущей модели построения бизнеса со всеми ее особенностями и нюансами. Принимается во внимание действующая система налогообложения, обороты и активы субъекта предпринимательской деятельности, его налоговая нагрузка. Изучаются кадровый состав, порядок сдачи отчетности, внутрикорпоративные связи, финансовые потоки. Определяются основные уязвимости и риски.

  2. Разработка новой структуры бизнеса с вариативностью и альтернативами

    С учетом интересов клиента и характера его деятельности определяется оптимальная система налогообложения, предусматривающая умеренную налоговую нагрузку, рассматриваются различные варианты применения налоговых льгот (IT-льготы, льготы для общепита), перестройка бизнес-процессов с использованием цифровых технологий или развитие бизнеса на основе франчайзинга.

  3. Реализация выбранного варианта структурирования

    На основе данных о рентабельности и прибыльности определяется оптимальная структура управления бизнесом за счет осуществления мероприятий, направленных на прекращение деятельности или изменения правового положения наиболее «слабых» участников. При необходимости между субъектами группы происходит распределение основных сфер и видов деятельности, производственных и бизнес-процессов, средств индивидуализации, интеллектуальной собственности. Возможно выделение среди них хранителя активов, что обеспечивает защиту имущества от посягательств третьих лиц при формировании кредиторской задолженности. Осуществляется договорная обвязка финансово-хозяйственной деятельности участников, применяются различные производные финансовые инструменты.

Помощь в налоговой амнистии

При принятии решения об отказе в дроблении бизнеса и уплате налогов очень важно с точностью определить размер налоговых обязательств.

Помощь в консолидированной уплате налогов включает в себя:

  1. Определение участников группы, подпадающих под консолидированную уплату налога.

    На основании данных о текущей корпоративной структуры установим те субъекты предпринимательской деятельности, доход которых будет учтен налоговым органом в случае уличения в применении схемы дробления бизнеса.

  2. Расчет совокупного дохода участников группы.

    Определив участников группы, суммируем их доход в целях определения действительных налоговых обязательств.

  3. Определение окончательной суммы обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет.

    Действующее законодательство не предполагает определение налоговой обязанности в более высоком размере. Из совокупного дохода участников группы нами будут исключены уже уплаченные каждым ее участником налоги. В результате будет определен действительный размер налоговых платежей, что позволит избежать задвоения суммы налога с одной и той же суммы дохода.

кейсы

Провели налоговый аудит для крупного производителя молочной продукции
Розничная торговля продукцией клиента осуществлялась самой компанией и несколькими ИП. Первоначально был проведен налоговый аудит, выявлены уязвимости, способные привлечь внимание налоговой при проведении в отношении них как предпроверочного анализа, так и налоговых проверок: разделение единого производственного процесса, миграция персонала, единая бухгалтерия, совпадение IP-адресов и MAC адресов и т.п. В дальнейшем был разработан вариант структурирования деятельности предпринимателей с учетом изменений в налоговом законодательстве, нивелирующих риск предъявления обвинений в незаконном дроблении бизнеса. Для клиента проведено налоговое структурирование для развития розничной торговой сети.
Структурировали бизнес группы компаний, производящей мебель
По результатам проведенного в отношении обществ аудита и анализа финансовых показателей разработан вариант структурирования, предполагающий масштабные изменения в деятельности группы компаний, основанный на разделении юридических лиц,-хранителей активов, производства/оптовой торговли и розницы. Вариант структурирования предполагает существенное сокращение юридических лиц, что также облегчает собственникам бизнеса контроль и управление, а также механизм, позволяющий сохранить за конечными бенефициарами владельческий контроль, защитить активы в случае несостоятельности одного из юридических лиц, входящих в группу компаний. Дополнительным бонусом являлась налоговая оптимизация деятельности.
Сопровождение региональной сети общепита с выручкой более 70 миллионов
На основании проведенной нами оценки деятельности и модели построения бизнеса региональной сети общепита разработали варианты структурирования группы компаний в целях минимизации налоговых и гражданско-правовых рисков. Перестройка бизнеса предполагала диджитализацию в целях наполнения внутригрупповых связей обоснованностью и целесообразностью, выделение IT-функционала. При этом сам вариант структурирования базировался на законных способах налоговой оптимизации, предполагающий переход на спецрежим для общепита и разделение доходов для непревышения лимитов по УСН.
Провели комплексный налоговый аудит для крупной строительной компании
В группу компаний входит несколько организаций, одна из которых применяет УСН. Принимая во внимание повышенный интерес со стороны контролирующего органа, клиенту потребовалось проведение комплексного аудита деятельности на основании анализа корпоративных связей. На основании оценки и установленных по результатам ее проведения рисков разработаны рекомендации для их минимизации при проведении контрольных мероприятий налоговым органом. Сформулирована линия защиты от дальнейших вопросов со стороны контролирующего органа.

Почему выбирают нас

Признанная квалификация
рекомендованы национальными рейтингами Право 300 и Коммерсантъ
Профильная экспертиза
в компании работают 24 юриста с закрепленными специализациями
Более 1 млрд. рублей
средний оборот компаний, обратившихся к нам за структурированием своей деятельности

Инфоматериалы практики

Налоговая амнистия за дробление бизнеса
Самозанятые в структуре бизнеса: риски и налоговые последствия
Налоговое структурирование бизнеса

Цены на услуги по структурированию деятельности для применения налоговой амнистии дробления бизнеса

Услуги Стоимость,
руб. 

Налоговый аудит и оценка рисков

от 125 000 рублей

Разработка вариантов структурирования и подготовка заключения

от 125 000 рублей

подробнее о ценах

Читать еще по теме

13 Декабрь 2024
Споры о дроблении бизнеса и предстоящая амнистия
Рекомендации юристу, чтобы избежать претензий со стороны ФНС в 2025 году. Что доказывает ФНС в делах о дроблении, как пройдёт налоговая амнистия и...
14 Июль 2024
Что будет с «упрощенкой» после налоговой реформы
Руководитель налоговой практики Андрей Криулин осветил изменения, коснувшиеся упрощенной системы налогообложения.
04 Июнь 2024
Определены контуры амнистии за дробление бизнеса. Сработают ли нововведения?
С высокой долей вероятности законопроект № 639663-8, предложенный Минфином, уже в ближайший месяц обретет форму закона. И, по всей видимости, базовая...
Юридическая справка

Текущий год богат на изменения в законодательстве. Здесь и увеличение минимального размера задолженности для банкротства юридических лиц, и повышение государственных пошлин, и налоговая реформа, вызвавшая массу вопросов, в том числе относительно амнистии по дроблению бизнеса.

Об этом и расскажем чуть подробнее.

Итак, дробление бизнеса — это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), подконтрольными одним и тем же лицам. Основной целью такого разделения является занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов.

Само определение, приведенное выше, закрепляет в себе основные признаки дробления:

  • Разделение единой предпринимательской деятельности между формально самостоятельными лицами

  • Благодаря такому разделению данные юридические лица сохраняют за собой право на применение спецрежимов

  • Юридические лица являются самостоятельными лишь формально, а фактически находятся под контролем одних и тех же лиц

  • Основной целью такого разделения является занижение сумм налогов за счет применения спецрежимов

Конкретизируются признаки дробления бизнеса в нескольких письмах ФНС России: письма от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@, от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@, от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@

Понятие «дробления бизнеса» тесно связано с еще одним определением, появившимся в налоговом законодательстве. И это – добровольный отказ от дробления бизнеса, то есть исчисление и уплата лицами, участвующими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения.

А что по амнистии?

Налоговая амнистия дробления бизнеса – механизм прекращения обязанности по уплате налогов, возникшей за налоговые периоды 2022-2024 годов, соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса, при добровольном полом или частичном отказе лицами, участвующими в дроблении, от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов с учетом особенностей, предусмотренных статьей 6 Закона № 176-ФЗ.

Именно такое определение закреплено в рекомендациях ФНС по применению налоговой амнистии дробления бизнеса.

Простыми словами, амнистия дробления бизнеса – списание налоговой задолженности за 2022-2024, а также пеней и штрафов, возникших в связи с дроблением бизнеса при выполнении определенных условий.

Старт амнистии: 12.07.2024.

Например, при проведении проверки за 2022-2024 годы налоговым органом установлено дробление бизнеса, однако решение, принятое по результатам проверки, приостанавливается, если оно принято или не вступило в силу после 12.07.2024.

Прощение «грехов»:

1) должник отказался от дробленки с 01.01.2025 период «прощения» 3 года – 2022 -2024;

2) должник отказался от дробленки только после открытия ВНП за 2025/2026 годы – 2 года 2022-2023.

Ограничение по платежам:

Под амнистию подпадают платежи, начисленные только в связи с дроблением. Таким образом, если в результате проверки будет установлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, не связанной с дроблением, а, например, в связи с занижением доходов, уплатить доначисленные налоги, пени и штрафы все-таки придется.

Сценарии амнистии:

1. При проверке за налоговые периоды 2022-2024 годов будет установлено дробление, а при проверке налоговых периодов 2025-2026 годов нет

Обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов за 2022-2024 года прекратиться с даты вступления в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенных за налоговые периоды 2025 и 2026 годов.

2. При проверке за налоговые периоды 2022-2024 годов будет установлено дробление, а за налоговые периоды 2025-2026 годов проверка не будет назначена

Обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов за 2022-2024 года прекратиться с 01.01.2030 года.

3. При проверке за налоговые периоды 2022-2024 годов будет установлено дробление и при проверке налоговых периодов 2025-2026 годов также будет выявлено дробление.

Решение налогового органа за налоговые периоды 2022-2024 года вступит в силу одновременно с вступлением в силу решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные за налоговые периоды 2025 и 2026 годов.

4. При проверке за налоговые периоды 2022-2024 годов будет установлено дробление, а  при проверке налоговых периодов 25-26 годов будет установлен факт частичного добровольного отказа

Обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов за 22-24 года прекратиться только в соответствующей части.

5. При проверке за налоговые периоды 2022-2024 годов будет установлено дробление, но добровольный отказ произойдет только после вынесения решения о проведении выездной проверки за 2025 и/или 2026 год (-а)

Обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов амнистируется только при условии добровольного отказа от дробления бизнеса и за 2024 год, произойти это должно до даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам указанной выездной налоговой проверки за периоды 2025 и 2026 годов.

6. При проверке за налоговые периоды 2022-2024 годов будет установлено дробление, однако после должник инициировал процедуру реорганизации, ликвидации, банкротства

Обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов амнистируется, однако если будет установлено, что осуществление деятельности налогоплательщика с использованием дробления продолжается в 2025 и 2026 годах иной группой лиц, то на такие лица возлагается обязанность по приостановленному в отношении налогоплательщика решению 2022-2024 годов.

Какие обязательства прекращаются:

1) Налоги, доначисленные за 2022-2024/2022-2023 из-за дробления бизнеса;

2) Пени, начисленные на налоги;

3) Штрафы, начисленные на основании статьи 122 НК РФ за неуплату/неполную уплату налогов;

4) Штрафы, начисленные на основании статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

5) Штрафы на основании пункта 1 статьи 19 НК РФ за непредоставление отчетности.

Изменение в части УСН

Федеральный закон №176-ФЗ предусматривает изменения в отношении УСН.

С 2025 года предельные доходы для применения специального налогового режима – 450 млн. руб. в год, порог по остаточной стоимости основных средств увеличивается со 150 млн. до 200 млн. руб. Численность работников – 130 человек.

Повышенные налоговые ставки для УСН отменяются, остаются стандартные – 6% для объекта «доходы» и 15% для объекта «доходы-расходы».

НДС на УСН

1) Доходы менее 60 млн рублей

Освобождение от уплаты НДС

2) Доходы от 60 до 250 млн рублей

Пониженная ставка 5% или 20% (пониженная ставка в отношении отдельных товаров 10%)

При ставке 5% - право на вычет НДС отсутствует, при ставке 20% (пониженная ставка в отношении отдельных товаров 10%)  - право на вычет предоставляется

3) Доходы от 250 до 450 млн рублей

Ставка 7% или  20% (ставка в отношении отдельных товаров 10%)

При ставке 7% - право на вычет НДС отсутствует. при ставке 20% (ставка в отношении отдельных товаров 10%) – право на вычет предоставляется

* Контрагенты налогоплательщика имеют право на вычет НДС вне зависимости от применяемой им ставки


Подписаться на рассылку по e-mail
Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.