Юрист по гособоронзаказу (ГОЗ)

Сопровождение работы в сфере ГОЗ

Услуга сопровождения работы в сфере гособоронзаказа включает в себя:

  1. Аудит деятельности

    Изучение текущей работы в рамках исполняемых госконтрактов, выявление слабых мест и рисков привлечения к административной ответственности. Изучаются текущие контракты, документы об исполнении контрактов, претензии заказчиком и органов власти при их наличии. Определяются основные риски.

  2. Разработка вариантов устранения рисков

    С учетом интересов клиента разрабатываются варианты работы с ГОЗ как для текущих, так и для будущих контрактов (алгоритмы действий, перечень необходимых документов при заключении и исполнении контрактов, методики определения цен).

  3. Судебное представительство в сфере ГОЗ

    Представление интересов в суде по искам заказчиков и контролирующих органов (ФАС, прокуратуры) по теме неисполнения или ненадлежащего исполнения гособоронзаказа, взыскание завышенной цены или экономии на материалах, оспаривание штрафов государственных органов при нарушении правил формирования цен, раздельного учета в сфере ГОЗ.

Сопровождение работы в сфере ГОЗ

При принятии решения о необходимости привлечения юриста к сопровождению работы с контрактами в сфере ГОЗ необходимо учесть следующее

  1. Высокая цена ошибки

    Ошибки при исполнении государственных контрактов в сфере ГОЗ могут грозить не только административной ответственностью, но и возможностью взыскания сумм, полученных по контракту, а также рисками привлечения к уголовной ответственности

  2. Особенности исполнения контракта в сфере ГОЗ

    Контракты ГОЗ отличаются от контрактов по 44-ФЗ более детальным регулированием обязанностей исполнителей: исполнитель обязан вести раздельный учет финансовых результатов и следить за ценообразованием при исполнении контракта

  3. Актуальная судебная практика в сфере ГОЗ

    При исполнении гособоронзаказа стоит учитывать последнюю практику в данной сфере: возможность взыскания с исполнителя стоимости полученной им экономии на материалах и завышенной стоимости выполнения работ. В случае непривлечения профильного юриста к спорам по претензиям заказчиков или государственных органов (ФАС, прокуратуры) есть риск получить штраф, а также иск о взыскании значительных сумм

кейсы

Помогли сформировать подтверждение цены для ГОЗ
Клиент обратился с запросом на анализ его текущих контрактных отношений с заказчиком по 275-ФЗ в целях выявления рисков и угроз. В ходе анализа документации обнаружены риски исков со стороны государственных органов по теме завышения цены продукции, поскольку надлежащим образом документация о формировании цены для заказчика сформирована не была, что влечет риски привлечения к административной ответственности, а также риски взыскания завышенной цены продукции, что будет составлено на основании заключения контролирующего органа. Поэтому для подтверждения надлежащего формирования цены нам был составлен для клиента алгоритм формирования цены для госзаказа согласно возможной применимой методике – методу сравнимых цен, клиент подготовил сравнимые цены на продукцию путем запроса цен у конкурентов и партнеров и был на будущее подстрахован от риска привлечения к административной ответственности из-за невозможности подтверждения выставления заказчику рыночной цены.
Взыскали 22 млн рублей долгов и неустойки за просрочку оплаты продукции по ГОЗ
Клиент обратился к нам с запросом о взыскании денежных средств по оплате работ, выполненных в рамках госооборонзаказа. Заказчик отказывался от оплаты работ со ссылкой на то, что согласно контракту, оплата была привязана к наличию у головного исполнителя средств федерального бюджета на отдельном счете – таких средств у головного исполнителя не имелось. В суде нами была доказана недействительность подобного условия, поставленного в зависимость от действий третьих лиц, законодательством указанная обязанность по оплате не поставлена в зависимость от наличия денежных средств бюджета. В судебном порядке удалось взыскать стоимость выполненных работ и неустойку за просрочку их оплаты.

Почему выбирают нас

Признанная квалификация
рекомендованы национальными рейтингами Право 300 и Коммерсантъ
Профильная экспертиза
в компании работают 24 юриста с закрепленными специализациями
Более 100 млн. руб.
средняя цена контрактов, с которыми работают наши клиенты

Инфоматериалы практики

Когда и как согласовывать сделку с ФАС?
Как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков?
Скоро здесь будет полезный материал

Цены на услуги

Услуги Стоимость, руб. 

Консультация

10 000

Выполнение отдельных поручений (час занятости юриста)

от 6 000

Подготовка жалоб в УФАС/возражений на жалобы

от 20 000

Представление интересов в УФАС и суде

от 20 000

подробнее о ценах
Юридическая справка

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – особая сфера работы с государственными контрактами, поскольку предусматривает повышенную ответственность при исполнении в силу целей, которые поставлены перед контрактами (оборона и безопасность страны). В силу этого на исполнителей государственного заказа по ГОЗ накладываются дополнительные обязанности в целях контроля расходования бюджетных средств.

Такие обязанности установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», среди них: необходимость осуществления расчетов с помощью отдельного счета (для которого устанавливается отдельный режим и с которого почти запрещено принудительное взыскание), ведение раздельного учета операций (в целях прослеживаемости расчетов с использованием бюджетных средств), необходимость экономически обоснованного формирования цен на продукцию (за завышение цен предусмотрена административная ответственность и возможность взыскания завышенных цен).

В связи с указанными особенностями работы с ГОЗ наиболее частые проблемы поставщиков/подрядчиков/исполнителей связаны именно с отсутствием учета данных обязанностей: одни не знают, что являются участниками гособоронзаказа (да, и такое возможно, об этом поговорим далее), другие не обладают подробными алгоритмами взаимодействия с заказчиками и не понимают санкций за нарушение требований ГОЗ.

Начнем с того, что обязанности в рамках ГОЗ накладываются именно на исполнителей ГОЗ, к которым относятся головной исполнитель (который заключает контракт непосредственно с заказчиком), а также 2 цепочки исполнителей (один из которых заключает контракт с головным исполнителем, а другой является конечным звеном в цепочке. При этом не все из исполнителей осознают, что стали участниками цепочки поставок для гособоронзаказа, поскольку их заказчик не предупреждает об этом, а текст контракта выглядит примерно так же, как и все остальные. Однако при подписании контрактов/договоров необходимо обращать внимание на детали: есть ли в контракте ссылка на 275-ФЗ (о гособоронзаказе), ИКЗ (идентификационный код закупки), слова «головной исполнитель», «во исполнение гособоронзаказа», «ГОЗ» - именно эти слова должны дать понимание, что речь идет не о простом контракте. Конечно, закон закрепляет, что заказчик обязан информировать своих исполнителей о том, что контракт заключается в рамках ГОЗ, однако на практике это не всегда происходит подробным образом, скорее – через включение в контракт таких словосочетаний, дающих понимание об исполнении ГОЗ.

Отдельно стоит отметить последние тенденции судебной практики в сфере ГОЗ: прокурорские проверки не только стали не только обыденной составляющей работ с ГОЗ, но и зачастую служат основанием для взыскания с поставщика/подрядчика/исполнителя излишних денежных средств, полученных будь то путем завышения фактически выполненных объемов работ или же через выставление заказчику необоснованной стоимости контракта. Также поставщики сталкиваются с невозможностью взыскания своих расходов вследствие неполного ознакомления с условиями контракта. Например, поставщику не удалось взыскать несколько миллионов рублей стоимости программного обеспечения к поставляемому товару, поскольку в формуле цены контракта не были заложены расходы на приобретение лицензий на программное обеспечение (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2024 N Ф05-16873/2023 по делу N А40-208577/2022)

Поэтому говоря о необходимости привлечения юриста к работе с ГОЗ, следует понимать, что в данной сфере вопросы возникают даже на стадии начала работы с контрактом (является ли контракт заключенным в рамках ГОЗ, как сформировать цену и подтвердить ее), не говоря о стадии исполнения (вопросы ценообразования, подтверждения выполненных работ и их приемки).

Поэтому рекомендуем не упускать драгоценное время и как можно раньше обращаться за разрешением возникающих вопросов к юристам Центрального округа, имеющих необходимый опыт в указанной сфере, а также наработки, позволяющие экономить время на погружение в сложную правовую ситуацию.

Подписаться на рассылку по e-mail
Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.