Аналитика

Особенности работы с ГОЗ

18 ноя 2024

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – одна из разновидностей госконтрактов в сфере обеспечения обороны и безопасности страны и в то же время весьма ответственная миссия для любого поставщика и подрядчика. Многие наслышаны об особых требованиях к работе с подобного рода контрактами, но не все знают отличия таких контрактов от работы с 44-ФЗ, однако они достаточно существенны.

О главных особенностях работы с ГОЗ расскажем в нашем материале.

1. Головной исполнитель и цепочка исполнителей

Важно понимать, что сфера обороны страны особо чувствительна к неисполнению контрактов, качеству товара/работ и зачастую связана со значительными объемами бюджетного финансирования. Именно поэтому для ГОЗ характерен контроль не только за непосредственным исполнителем госзаказа, а за цепочкой исполнителей. Ведь, как мы понимаем, чаще всего поставщик товара для конечного заказчика (гос.органа или гос.корпорации) не является непосредственным производителем товара, а является лишь промежуточным звеном между производителем и заказчиком.

Поэтому в рамках ГОЗ особое внимание уделено контролю не только поставщика, а целой цепочки исполнителей (законодательно именуемой кооперацией головного исполнителя).

В такую кооперацию входят следующие лица:

  1. Головной исполнитель – то есть лицо, заключившее контракт с заказчиком, иначе говоря, главный поставщик/подрядчик
  2. Исполнители, заключившие контракт с головным исполнителем
  3. Исполнители, заключившие контракт с исполнителем 1 уровня

То есть цепочка по гособоронзаказу выглядит следующим образом:

Заказчик - головной исполнитель - исполнитель 1 уровня - исполнитель 2 уровня

Для того чтобы исполнители понимали свои обязанности и степень ответственности, у головного исполнителя и исполнителей есть обязанность по уведомлению своих поставщиков (которые включаются в кооперацию), о том, что контракт осуществляется в рамках ГОЗ, идентификационный номер такого контракта, т.к. на лиц в кооперации факт участия в ГОЗ влечет дополнительные обязанности и ответственность.

На плечи исполнителей по ГОЗ возложены следующие дополнительные обязанности и меры ответственности:

  1. Использование отдельного счета для проведения операций по ГОЗ
  2. Ведение раздельного учета расходов
  3. Наличие административной и уголовной ответственности за нарушение условий контракта
  4. Обязанность по предоставлению информации об исполнении контрактов уполномоченным органам (в т.ч. прокуратуре)
  5. Ответственность за необоснованное завышение цены на продукцию

2. Контроль за ценами

Государство осуществляет контроль за ценообразованием при поставках в рамках ГОЗ в целях недопущения необоснованных трат бюджетных средств. Такой контроль осуществляется в формате регулирования цен на продукцию и выявления фактов завышения цен.

Регулирование цен в гособоронзаказе происходит в ограниченном числе случаев:

  • продукция включена в особый перечень (например, в таком перечне есть самолеты и системы связи)
  • продукция направлена на разработку, изготовление, обслуживание, ремонт, утилизацию вышеназванной продукции из перечня
  • поставляется вооружение, не имеющее российских аналогов, и производится единственным производителем
  • работы в области космической деятельности
  • сырье, материалы для вышеназванной продукции.

Нетрудно заметить, что поставка одной из комплектующей детали в рамках поставки крупного оборудования также попадает под регулирование цен.

Цены на такую продукцию определяются одним из следующих методов:

  • метод анализа рыночных индикаторов;
  • метод сравнимой цены;
  • затратный метод.

Приоритетным методом при определении цены является анализ рыночных индикаторов. Он применяется в случае, если продукция является биржевым товаром либо имеются данные о цене в статистике Росстата. Если такие данные отсутствуют, применяется метод сравнимой цены. И только в случае, если отсутствует возможность получения данных о ценах на сопоставимых товарах (например, товар уникален), применяется затратный метод.

Следовательно, если цена на продукцию определена поставщиком в размере выше, чем это можно определить вышеуказанным методом, то речь идет о завышении цен на продукцию, что может повлечь ряд серьезных юридических последствий:

  • выдача ФАС предписания о возврате излишне полученных средств с последующим взыскание таких средств в судебном порядке при установлении фактов завышения цены

Например, ФАС взыскала с общества разницу между ценой поставки продукции головному исполнителю и ценой покупки такой продукции у ИП. Обществу не удалось доказать правомерность определения цены продажи товара головному исполнителю методом сравнимых цен, поскольку Общество являлось дилером уникальной продукции и получало скидки на продукцию, права на которые отсутствовали у иных участников рынка.

  • привлечение к административной ответственности в виде штрафа за завышение цены

Например, установление факта включения в цену изделий экономически необоснованной стоимости работ по их настройке в размере 48 тысяч рублей повлекло взыскание с организации штрафа в размере 300 тысяч рублей за завышение цены на продукцию.

3. Раздельный учет затрат и использование отдельного банковского счета

Головной исполнитель и исполнители обязаны вести раздельный учет финансово-хозяйственных операций по контрактам в рамках гособоронзакона и иным сделкам. Нарушение правил о раздельном учете влечет административный штраф до 500 тысяч рублей.

Все расчеты в рамках ГОЗ должны проводиться с использованием отдельного банковского счета, что используется для отслеживания проводимых в рамках ГОЗ операций. Такой спецсчет обладает защитой от списания денежных средств в рамках исполнительного производства по различным основаниям, т.к. не подразумевает его нецелевое использование.

Однако ряд исключений все же предусмотрен: например, возможно списание со спецсчета задолженности в пользу государственного органа, поскольку в таком случае речь идет о взыскании денежных средств в бюджет страны.

Подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что исполнители контрактов в сфере ГОЗ обладают явно большим объемом обязанностей, нежели исполнители по 44-ФЗ, при этом такие особенности работы с ГОЗ влекут и повышенную ответственность, что необходимо учитывать в работе. Во избежание рисков привлечения к ответственности рекомендуем обращаться к юристам Центрального округа, обладающим значительным опытом в сфере работы с госзаказом и работы с ГОЗ в частности.

Поделиться:
руководитель антимонопольной практики
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*