Особенности работы с ГОЗ

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) – одна из разновидностей госконтрактов в сфере обеспечения обороны и безопасности страны и в то же время весьма ответственная миссия для любого поставщика и подрядчика. Многие наслышаны об особых требованиях к работе с подобного рода контрактами, но не все знают отличия таких контрактов от работы с 44-ФЗ, однако они достаточно существенны.
О главных особенностях работы с ГОЗ расскажем в нашем материале.
1. Головной исполнитель и цепочка исполнителей
Важно понимать, что сфера обороны страны особо чувствительна к неисполнению контрактов, качеству товара/работ и зачастую связана со значительными объемами бюджетного финансирования. Именно поэтому для ГОЗ характерен контроль не только за непосредственным исполнителем госзаказа, а за цепочкой исполнителей. Ведь, как мы понимаем, чаще всего поставщик товара для конечного заказчика (гос.органа или гос.корпорации) не является непосредственным производителем товара, а является лишь промежуточным звеном между производителем и заказчиком.
Поэтому в рамках ГОЗ особое внимание уделено контролю не только поставщика, а целой цепочки исполнителей (законодательно именуемой кооперацией головного исполнителя).
В такую кооперацию входят следующие лица:
- Головной исполнитель – то есть лицо, заключившее контракт с заказчиком, иначе говоря, главный поставщик/подрядчик
- Исполнители, заключившие контракт с головным исполнителем
- Исполнители, заключившие контракт с исполнителем 1 уровня
То есть цепочка по гособоронзаказу выглядит следующим образом:
Заказчик - головной исполнитель - исполнитель 1 уровня - исполнитель 2 уровня
Для того чтобы исполнители понимали свои обязанности и степень ответственности, у головного исполнителя и исполнителей есть обязанность по уведомлению своих поставщиков (которые включаются в кооперацию), о том, что контракт осуществляется в рамках ГОЗ, идентификационный номер такого контракта, т.к. на лиц в кооперации факт участия в ГОЗ влечет дополнительные обязанности и ответственность.
На плечи исполнителей по ГОЗ возложены следующие дополнительные обязанности и меры ответственности:
- Использование отдельного счета для проведения операций по ГОЗ
- Ведение раздельного учета расходов
- Наличие административной и уголовной ответственности за нарушение условий контракта
- Обязанность по предоставлению информации об исполнении контрактов уполномоченным органам (в т.ч. прокуратуре)
- Ответственность за необоснованное завышение цены на продукцию
2. Контроль за ценами
Государство осуществляет контроль за ценообразованием при поставках в рамках ГОЗ в целях недопущения необоснованных трат бюджетных средств. Такой контроль осуществляется в формате регулирования цен на продукцию и выявления фактов завышения цен.
Регулирование цен в гособоронзаказе происходит в ограниченном числе случаев:
- продукция включена в особый перечень (например, в таком перечне есть самолеты и системы связи)
- продукция направлена на разработку, изготовление, обслуживание, ремонт, утилизацию вышеназванной продукции из перечня
- поставляется вооружение, не имеющее российских аналогов, и производится единственным производителем
- работы в области космической деятельности
- сырье, материалы для вышеназванной продукции.
Нетрудно заметить, что поставка одной из комплектующей детали в рамках поставки крупного оборудования также попадает под регулирование цен.
Цены на такую продукцию определяются одним из следующих методов:
- метод анализа рыночных индикаторов;
- метод сравнимой цены;
- затратный метод.
Приоритетным методом при определении цены является анализ рыночных индикаторов. Он применяется в случае, если продукция является биржевым товаром либо имеются данные о цене в статистике Росстата. Если такие данные отсутствуют, применяется метод сравнимой цены. И только в случае, если отсутствует возможность получения данных о ценах на сопоставимых товарах (например, товар уникален), применяется затратный метод.
Следовательно, если цена на продукцию определена поставщиком в размере выше, чем это можно определить вышеуказанным методом, то речь идет о завышении цен на продукцию, что может повлечь ряд серьезных юридических последствий:
- выдача ФАС предписания о возврате излишне полученных средств с последующим взыскание таких средств в судебном порядке при установлении фактов завышения цены
Например, ФАС взыскала с общества разницу между ценой поставки продукции головному исполнителю и ценой покупки такой продукции у ИП. Обществу не удалось доказать правомерность определения цены продажи товара головному исполнителю методом сравнимых цен, поскольку Общество являлось дилером уникальной продукции и получало скидки на продукцию, права на которые отсутствовали у иных участников рынка.
- привлечение к административной ответственности в виде штрафа за завышение цены
Например, установление факта включения в цену изделий экономически необоснованной стоимости работ по их настройке в размере 48 тысяч рублей повлекло взыскание с организации штрафа в размере 300 тысяч рублей за завышение цены на продукцию.
3. Раздельный учет затрат и использование отдельного банковского счета
Головной исполнитель и исполнители обязаны вести раздельный учет финансово-хозяйственных операций по контрактам в рамках гособоронзакона и иным сделкам. Нарушение правил о раздельном учете влечет административный штраф до 500 тысяч рублей.
Все расчеты в рамках ГОЗ должны проводиться с использованием отдельного банковского счета, что используется для отслеживания проводимых в рамках ГОЗ операций. Такой спецсчет обладает защитой от списания денежных средств в рамках исполнительного производства по различным основаниям, т.к. не подразумевает его нецелевое использование.
Однако ряд исключений все же предусмотрен: например, возможно списание со спецсчета задолженности в пользу государственного органа, поскольку в таком случае речь идет о взыскании денежных средств в бюджет страны.
Подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что исполнители контрактов в сфере ГОЗ обладают явно большим объемом обязанностей, нежели исполнители по 44-ФЗ, при этом такие особенности работы с ГОЗ влекут и повышенную ответственность, что необходимо учитывать в работе. Во избежание рисков привлечения к ответственности рекомендуем обращаться к юристам Центрального округа, обладающим значительным опытом в сфере работы с госзаказом и работы с ГОЗ в частности.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.