Аналитика

Сопровождение в рамках ФЗ «О защите конкуренции»

15 авг 2024

Основные цели и принципы Закона «О защите конкуренции»

Основной вектор антимонопольного регулирования в нашей стране задает ФЗ «О защите конкуренции», который призван решить целый ряд вопросов:

Обеспечение конкуренции на рынке

Закон о защите конкуренции направлен на поддержание конкурентоспособной среды на рынках и пресечение монополий в тех сферах, в которых их формирование не является естественным и влечет негативные последствия для участников рынка.

Именно поэтому закон о защите конкуренции регулирует такие важные моменты, как недопустимость ограничения конкуренции (в частности, на торгах), согласование сделок с ФАС (в целях недопустимости монополизации ряда сфер), регулирование доминирующего положения на рынке (установление требований по недопустимости злоупотребления таким положением).

По вышеуказанным причинам ФАС также следит за недопустимостью недобросовестной конкуренции, которая часто позволяет получить преимущество одних игроков на рынке перед другими недобросовестными способами. Так, установлен запрет на следующие виды недобросовестной конкуренции:

  • некорректное сравнение, наиболее популярным примером является признание себя лучшим на рынке без указания на критерии такого признания
  • введение в заблуждение, в частности, о качестве и свойствах товара
  • дискредитация, то есть распространение ложных, неточных, искаженных сведений о конкуренте
  • создание смешения, то есть копирование и имитация внешнего вида товара конкурента, использование сходного до степени смешения товарного знака, иначе говоря, «паразитирование» на образе конкурента с целью запутать потребителя

Важным элементом контроля со стороны ФАС является контроль за экономической концентрацией в рамках сделок слияния и поглощения компаний.

Так, подлежат согласовательному порядку заключение таких сделок как купля-продажа акций/долей компаний, соглашения о совместной деятельности, сделки с имуществом организаций, создание и реорганизация организаций. При этом такие сделки подлежат контролю со стороны ФАС при соблюдении определенных критериев:

  1. суммарная стоимость активов покупателя (и его группы лиц) и объекта экономической концентрации (и его группы лиц) превышает 7 млрд рублей или суммарная выручка этих лиц превышает 10 млрд рублей + стоимость активов объекта экономической концентрации (и его группы лиц) превышает 800 млн рублей
  2. либо цена сделки превышает 7 млрд рублей

Защита интересов потребителей

Очевидно, что крупные игроки на рынке, владеющие свыше 30% долей на рынке, большие агрегаторы и маркетплейсы способны влиять на рынок негативным образом, увеличивая цены или понуждая потребителей к заключению заведомо невыгодных соглашений.

В случае обнаружения таких нарушений ФАС имеет возможность применить меры воздействия в виде крупных штрафов.

Контроль в сфере закупок

Отдельным вопросом поддержания конкуренции на рынке является контроль в сфере государственных закупок, в частности, при проведении торгов по 44-ФЗ, 223-ФЗ, в рамках ГОЗ (государственного оборонного заказа).

В частности, УФАС рассматриваются жалобы на действия заказчиков при проведении торгов, на итоговые результаты при проведении торгов. Поэтому участники торгов, столкнувшиеся с нарушениями, вправе обжаловать их, обратившись в антимонопольный орган. Нарушения со стороны заказчиков наиболее часто связаны с неправильным формированием документации (установление критериев оценки заявки, влекущих ограничений конкуренции, объединение в один лот товаров, несвязанных между собой), ошибочным отклонением заявки участника торгов или неправильным признанием в качестве победителя торгов лица, не соответствующего предъявляемым критериям.

Помимо этого, ФАС следит за нарушениями в сфере антиконкурентных соглашений (картелей), которые являются незаконными и вредят как интересам государства, так и интересам добросовестных участников торгов.

Картели непосредственно направлены на установление, повышение, снижение или поддержание цен на рынке, раздел товарного рынка по принципу территории, ассортимента товаров, объему продаж, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

Такие соглашения именуются «горизонтальными», т.к. заключаются между субъектами одного уровня и по их соглашению.

В то же время запрещены и соглашение иного характера, именуемые «вертикальными», которые заключаются по воле одной из сторон, в то время как слабая сторона не имеет столь значимого веса на рынке, чтобы отказаться от их заключения.

Так, не допускаются соглашения:

  • о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора
  • о необоснованном установлении цен на один и тот же товар
  • о создании препятствий доступу на товарный рынок

Ответственность за нарушение Закона «О защите конкуренции»

Ответственность за нарушение Закона «О защите конкуренции» разнится в зависимости от вида и степени нарушения, участники рынка могут быть привлечены к следующим мерам ответственности:

Штрафы

В частности, крупные штрафы предусмотрены за несогласование сделок с ФАС, размещение недобросовестной рекламы.

Возмещение убытков

Например, убытки вправе требовать потребители, пострадавшие от действий лица, занимающего доминирующее положение на рынке (в частности, уплатившие завышенную стоимость товара). Также лицо, в чьих действиях усматриваются признаки недобросовестной конкуренции, обязано возместить убытки, причиненные в результате акта недобросовестной конкуренции в случае предъявления к нему соответствующего требования.

Уголовная ответственность

Предусмотрена за заключение картельных соглашений.

Нарушения антимонопольного законодательства могут привести к серьезным последствиям, начиная от штрафа и заканчивая уголовной ответственностью. Опыт юристов «Центрального округа» в сфере антимонопольного права позволяет эффективно разрешать наиболее сложные правовые ситуации.

Среди оказываемых нами услуг:

Поделиться:
руководитель антимонопольной практики
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*