Дайджест

Антимонопольное право. 2 кв. 2021 г.

27 июля 2021

Обзор новостей 

Обоснование цен стало обязательным и в рамках 223-ФЗ 

С 16 апреля 2021 г. положение о закупке должно содержать порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора. 

Заказчикам предоставлено 90 дней на приведение положений о закупке в соответствие с требованиями законодательства, в случае их невыполнения положения о закупке будут считаться неразмещенными. 

Планируется уточнить требования о недопущении конфликта интересов в закупках 

В первом чтении принят закон, вносящий изменения в положения 223-ФЗ, которыми предъявляются требования к членам комиссии по осуществлению закупок. В частности, ими не могут быть: 

  1. физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в закупке или состоящие в штате организации, подавшей заявку на участие в закупке, являющиеся руководителями организаций, подавших заявки на участие в закупке.
  2. физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки;
  3. иные физические лица в случаях, определенных положением о закупке. 

В случае выявления в составе комиссии таких физических лиц заказчик обязан незамедлительно их заменить другими физическими лицами. 

Для ряда заказчиков введена обязательная электронная приемка и предельные сроки оплаты по контракту 

Так, например, для получателей средств федерального бюджета сокращен срок оплаты по госконтракту с 30 календарных дней до 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке. В контрактах должна быть предусмотрена возможность подписания сторонами документов о приемке товаров (выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги) в форме электронного документа в ЕИС. 

Что касается электронной приемки, то для определенного Правительством перечня заказчиков предусмотрена обязанность по включению в контракт возможности подписания сторонами документов о приемке в форме электронного документа в ЕИС. 

Изменился порядок ведения РНП 

Так, произошли следующие изменения: 

  1. заказчик должен направить обращение в УФАС в течение 3 рабочих дней со дня признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта в одностороннем или судебном порядке
  2. контрольный орган осуществляет проверку обращения в течение 5 рабочих дней с даты его поступления
  3. информация из РНП исключается по истечении 2 лет с даты, когда орган ФАС должен разместить информацию в РНП либо до истечения этого срока в случае получения органом ФАС: 

1) решения суда о:

  • признании недействительным решения ФАС о включении информации в РНП
  • признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта. 

В Госдуму внесен законопроект, предлагающий разрешить изменять цену госконтрактов при увеличении цен на строительные материалы 

Так, в случае принятия данного законопроекта, перечень случаев, когда возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон дополнится еще одним: если в период исполнения контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, произошло увеличение стоимости на 15 или более % одной и (или) более позиций строительных ресурсов. Однако такое изменение должно быть обосновано Правительством, губернатором или местной администрацией. 

Заработал новый порядок проведения электронного запроса котировок

Теперь можно приобретать товары, работы, услуги на сумму до 3 млн. руб., а опубликовать сведения о закупке нужно минимум за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок вместо 5. Извещение о проведении закупки нельзя изменить, но возможна его отмена не позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок. Члены комиссии должны будут рассмотреть заявку и документы не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие. 

Заказчик размещает проект контракта в течение 3 часов с момента размещения итогового протокола в ЕИС, победитель запроса котировок должен подписать контракт не позднее 1 рабочего дня, при этом формирование протокола разногласий не допускается.

Судебная практика и практика антимонопольных органов 

Если в ходе исполнения контракта поставщика включили в РНП, расторгнуть с ним контракт нельзя - Определение ВС РФ от 03.06.2021 N 310-ЭС21-7923

Продовольственная продукция не может считаться оборонной только из-за поставки ее по государственному оборонному заказу - Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2021 № 310-ЭС20-22195 по делу № А83-13353/2019

Предъявление требования к полу и наличию детей у ведущего мероприятия без обоснования такой необходимости является избыточным - Решение Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу №077/06/106-7761/2021 от 13.05.2021 г.

Невозможность ознакомиться с проектом контракта из-за дефекта файла – не повод включать в РНП из-за уклонения от подписания контракта - Определение ВС РФ от 13.05.2021 N 309-ЭС21-5790 по делу N А60-17527/2020

Размещение документации на облачных хранилищах для целей госзакупок недопустимо – Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2021 г.

Замена некачественного товара не позволит избежать неустойки за поставку с просрочкой - Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2021 N 307-ЭС21-3342 по делу N А26-11639/2019

 Ценовые предложения участников торгов не должны сопоставляться по применяемому участниками налоговому режиму - Определение ВС РФ от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019

Опыт участия в аналогичных закупках помог участнику избежать включения в РНП из-за просрочки подписания контракта - Решение Бурятского УФАС России от 14.04.2021 N 003/06/104-331/2021

Нарушение сроков выполнения работ в результате срыва сроков контрагентами из-за пандемии не должно являться основанием для включения в РНП - Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 июня 2021 года по делу N А40-185414/2020

Осуществление индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам – переподготовки не предусмотрено законодательством, в связи с чем индивидуальный предприниматель не мог стать победителем закупки - Решение Липецкого УФАС №048/06/105-519/2021 от 14 апреля 2021 г.

Заказчик обязан дать разъяснение положений документации об электронном аукционе только при условии, что запрос поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок - Определение ВС РФ от 21 июня 2021 года №304-ЭС21-3268 по делу № А81-3078/2020

Поделиться:
Анна Кононова — обзор новостей по антимонопольному праву за 2 квартал 2021
руководитель антимонопольной практики
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*