Аналитика

Никого не впускать, и никого не выпускать. Как строить отношения с партнерами в ООО?

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
10 ноя 2021

Недавно в ЮК «Центральный округ» обратились клиенты, рассказавшие, что, что уже долгое время они пытаются договориться со своим бизнес-партнером об их выходе из состава участников ООО и получении полагающихся им денег. Но партнер на контакт не идет, мирно ситуацию решить не получается, поэтому их единственным выходом стало обращение за помощью к нам. Открыв устав организации, мы поняли, почему спор зашел так далеко. Создавая свой бизнес и утверждая устав, партнеры согласились, что работать будут только своей дружной компанией. Запретили вход/выход участников, продажу доли третьему лицу, в общем, закрылись со всех сторон. Но прошли годы, компания уже не так дружна, как раньше, появились споры и желание прекратить сотрудничество. Как же быть в этой ситуации?

Запрет как защитная мера

По общему правилу, участник общества, руководствуясь только своим желанием, может свободно продать долю, подарить ее, выйти из состава участников. Иными словами обменять свои права участия в бизнесе на деньги или какое-то конкретное имущество.

Но иногда возникает потребность защитить стабильный состав участников, чтобы не возникало злоупотреблений со стороны партнеров и в бизнес не были допущены неугодные люди. Такие меры можно принять заранее и прописать в уставе ограничения. Однако, забегая вперед, укажем, что ограничения – это не тотальный запрет, выход из ситуации всегда можно найти.

Итак, первое ограничение, которое мы можем установить – это запрет на выход из состава участников. Во многом такой запрет определяется интересами общества, чтобы не блокировать его деятельность. Если такой запрет не предусмотреть, то общество и его участники все время находятся в подвешенном состоянии. В любой момент один из них может подать заявление о выходе и потребовать выплату действительной стоимости доли. А если такое желание появится у мажоритарного участника? Выдачей ему имущества деятельность общества может быть заблокирована в один момент, оно даже может оказаться на грани банкротства.

В тоже время, если вы не уверены, что тотальный запрет вам действительно необходим, то решение вопроса о выходе можно решать по факту подачи такого заявления. А в уставе указать на необходимость получения согласия других участников.
 
Второе ограничение связано с правопреемством на долю от участника к другому лицу. Оно может быть на основании сделки (купля-продажа, дарение, мена и т.д.), при наследовании, при разделе имущества супругов и т.д.

Здесь переход доли «на сторону» может быть ограничен двумя моментами:
  • наличие преимущественного права покупки
  • запрет (необходимость получения согласия) на переход доли в порядке правопреемства.

Разберемся с преимущественным правом покупки. Его суть заключается в том, что прежде чем продать долю новому партнеру, необходимо предложить ее купить действующим участникам. Только их отказ от покупки дает право продать долю.

Говоря о преимущественном праве необходимо держать в голове следующие моменты:
преимущественное право участников – это императивная норма закона, отменить положениями устава ее нельзя, также не допускается уступка преимущественного права другим лицам;
  • преимущественное право распространяется только на отчуждение доли третьему лицу, при переходе долей между участниками эти нормы не применяются;
  • преимущественное право возникает только в случае, когда доля передается по возмездной сделке, при дарении преимущественное право не возникает;
  • преимущественное право реализуется либо по цене предложения третьему лицу, либо по заранее установленной уставом цене. Важно, что после отказа участника от преимущественного права продать долю по более высокой или низкой цене недопустимо!

Доля как наследство

Говоря о правопреемстве, выделим две ситуации: передача доли на основании сделки и переход доли наследникам (отметим, что правила о наследниках применяются и к участникам ликвидированного юридического лица, которое было участником общества).

Запретить передавать долю по сделке достаточно просто, необходимо всего лишь написать об этом в уставе. В этом случае участник свою долю продать уже не сможет.

Сложнее ситуация с наследованием, т.к. тут участник физически прекращает свое существование, поэтому его место кто-то должен занять. Если у вас цель оградиться и от наследников вашего партнера, то закон допускает, что уставом организации право принять наследников в состав участников возможно только с согласия оставшихся партнеров. Если такого согласия не будет, то с момента отказа в даче согласия доля автоматически переходит обществу.

Однако многие могут подумать, что это несправедливо. Неужели наследники останутся ни с чем? Законодатель позаботился и об этом. При отказе войти в состав участников наследнику должна быть выплачена действительная стоимость доли. Таким образом, вместо прав участия наследник получает своеобразный эквивалент в виде денег или же с его согласия имущество общества.

В судебной практике можно встретить споры о том, а стоит ли учитывать мнение общества, если участник требует выдать в счет выплаты действительной стоимости конкретное имущество. В последнее время суды отвечают, что решение о выплате действительной стоимости доли имуществом принимает общество, а наследник определяет согласиться ли ему с ним или нет. Если наследник не согласен, а общество в свою очередь против передачи ему другого имущества, то выплата действительной стоимости возможна только деньгами.

При наследовании имущество общества уязвимо, его часть, в деньгах или в натуре, необходимо выплатить наследнику. Немного обезопасить себя мы можем, только лишь отсрочив платеж. По закону срок платежа можно отодвинуть на 1 год с момента перехода доли обществу, но не более.

Выход найден!

Все, о чем мы говорили выше, было в уставе наших клиентов. Казалось, что состав участников закрыт со всех сторон. Но есть один нюанс, которым мы смогли воспользоваться. Он скрыт в п. 3 ст. 23 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Эта норма как раз и работает в ситуации, когда никому нельзя выйти и никому нельзя зайти. Суть пункта в том, что по требованию участника общество обязано приобрести его долю, а сам он взамен получает ее действительную стоимость.

Заявить такое требование можно только в случае, когда общим собранием принято решение об увеличении уставного капитала или об одобрении крупной сделки. Желающий покинуть общество партнер должен проголосовать против такого решения или не явиться на заседание общего собрания. С момента, когда возникло основание, есть 45 дней, в течение которых участник должен явиться к нотариусу, заверить свое требование и направить его обществу. В течение 3 месяцев выплата действительной стоимости должна быть произведена.

Именно этим механизмом мы и решили проблему наших клиентов.

Поделиться:
руководитель практики корпоративного права
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*