Отстояли право на применение клиентом ОСНО
В связи с чем клиенту требовались разъяснения, а можно ли как-то разрешить возникшую ситуацию? Ведь глубина вопроса состояла не только в праве на применения ОСНО, но и в возможности принятии вычетов по НДС. Изучив вопрос, команда ЮК «Центральный округ» определила, что налоговый орган в этом вопросе не преклонен: забыл подать уведомление о переходе на ОСНО - применяй весь год УСНО и забудь о вычете.
В частности, позиция ФНС России из года в год остается неизменной: налогоплательщик, не известивший инспекцию об отказе в применении УСНО в предписанный срок, не вправе перейти на общий (или любой другой) режим налогообложения до окончания налогового периода.
Старший юрист налоговой практики ЮК «Центральный округ» Калачева Анна отмечает, что указанная позиция налогового органа продиктована необходимостью строгого соблюдения требований статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), несмотря на уведомительный характер предусмотренной налоговым законодательством процедуры.
В случае нарушения такой процедуры (то есть при отсутствии доказательств направления в инспекцию уведомления о смене налогового режима в пределах срока, установленного в статье 346.13 НК РФ) проверяемое лицо признается налогоплательщиком, применяющим УСНО. В связи с этим оно должно исполнять обязанности по уплате и исчислению соответствующих налогов в порядке, предусмотренном НК РФ, для УСНО.
В пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» отражено, что в подпункте 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.
Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.
На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями главы 21
НК РФ не предусмотрена.
В свою очередь, судебные органы, как замечает Калачева Анна, по данному вопросу поддерживают налогоплательщика, отмечая, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения и возврат к общему режиму налогообложения зависят от волеизъявления налогоплательщика при соблюдении условий, установленных главой 26.2 НК РФ. Такое волеизъявление налогоплательщика не поставлено в зависимость от разрешительных действий налогового органа.
Согласно положениям статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 3; налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения (пункт 6).
Вместе с тем, положения главы 26.2 НК РФ не предусматривают право налогового органа на запрет или разрешение на применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.
По смыслу пункта 6 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно, в отсутствие одобрения налогового органа, до начала применения упрощенной системы налогообложения изменить свое решение и остаться на общем режиме налогообложения вне зависимости от причины.
Определяющим фактором для выяснения вопроса о правомерности применения или отказа в применении упрощенной системы налогообложения является фактическое ведение хозяйственной деятельности в соответствии с выбранным режимом налогообложения с начала налогового периода, а подача заявления в инспекцию носит уведомительный характер.
Данный вывод подтверждается постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.05.2023 по делу № А70-15501/2022; постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.10.2018 по делу № А46-21866/2017, а также более ранней практикой - постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.05.2016 по делу № А27-15546/2015.
Принимая во внимание позицию налогового органа, отсутствие уведомления о переходе с УСНО на ОСНО с большой долей вероятности повлечет споры с ФНС России о возможности применения обществом ОСНО, которое придется отстаивать в суде.
В нашем случае вопрос удалось решить и вовсе во внесудебном порядке, ссылаясь но положительную судебную практику и на те обстоятельства, что налоговый орган принял декларацию по НДС за 4 квартал 2024 года без возражений, признав право налогоплательщика на переход.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.

