Помогли выстроить работу с рассылками клиентам на электронную почту
Наш клиент – изготовитель труб и металлоконструкций, обратился к нам с запросом об оценке на предмет соответствия закону рассылок клиентам на электронную почту с информацией о наличии товара. Поводом для обращения оказался запрос УФАС в компанию о предоставлении документов, касающихся таких рассылок, в связи с жалобой одного из адресатов на получение информации без его согласия.
1. За какими рассылками осуществляет контроль ФАС?
Для понимания того, какая рассылка будет нарушать закон, стоит отметить, что в пределах контроля УФАС находятся рекламные рассылки. То есть рассылки иного характера в сферу контроля ФАС не входят.
Рекламой является информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Когда рассылка не будет являться рекламой:
- Направлена определенному кругу лиц
Одним из признаков рекламы является ее направленность неопределенному кругу лиц. То есть переписка с конкретными пользователями, рассылка индивидуализированных коммерческих предложений не будет являться рекламой.
Между тем стоит учесть, что обращение к адресату по имени не означает, что сообщение носит индивидуализированный характер, если содержание сообщений носит стандартизированный шаблонный характер. Поэтому подобная рассылка также будет считаться направленной неопределенному кругу лиц, независимо от того, каким количеством лиц она была получена.
- Не направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования
Например, информация о зачислении клиенту бонусов.
2. Как должно быть выражено согласие абонента на рекламную рассылку?
Рассылка рекламы допускается только при наличии согласия адресата.
При получении согласия абонента необходимо учесть следующее:
- Абоненту должна быть предоставлена возможность изначально отказаться от получения рекламных рассылок
- Форма согласия должна быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие (абонент прямо выражает согласие на получение рекламы), неопосредованной и обусловленной ознакомлением с правилами оказания (предоставления) услуг.
Как правило, не вызывает сомнений, что всплывающая форма на сайте, предоставляющая клиенту возможность поставить «галочку» и заполнить данные своей электронной почты для получения рассылки, недвусмысленно выражает согласие клиента на таковую.
3. Пользовательское соглашение на сайте содержит положение о том, что лицо, обратившееся по адресам электронной почты поставщика/исполнителя, выражает свое согласие на получение рекламной рассылки?
На практике часто используется следующая схема рассылок: клиент пишет на электронную почту компании (например, с запросом о цене услуг), такая электронная почта формирует «лид» и автоматически попадает в список адресатов для рассылки информации о товарах/услугах и ценах компании.
Такая цепочка, согласно выводам судов, не позволяет говорить о явном выражении пользователя на получение рассылки даже при условиях размещения на сайте текста с предупреждением о том, что отправка сообщения означает согласие на получение рекламной рассылки.
Например, в случае нашего клиента на его сайте было размещено пользовательское соглашение, содержавшее положения о том, что любой пользователь, написавший на адреса электронной почты (с указанием их), выражает свое согласие на получение информационной и рекламной рассылки. Однако признать такую форму выражения согласия на рассылку допустимой нельзя, поскольку часто пользователь обращается на электронную почту с конкретным запросом, а не в целях получения рекламной рассылки.
Поэтому такое согласие должно быть выражено действиями адресата (нажатием соответствующей кнопки, проставлением галочки, подписанием документа).
4. Каковы последствия рассылки рекламы без согласия пользователя?
Рассылка без согласия пользователя влечет для юридических лиц штраф от 100 до 500 тысяч рублей.
5. Есть ли риски штрафов при указании пользователем чужого адреса электронной почты?
При подтверждении того, что такой адрес электронной почты попал в перечень рассылки в результате ввода соответствующего адреса на сайте, суды признают такие действия совершенными не по вине рекламораспространителя и не привлекают к ответственности. Например, при заполнении письменной формы согласия на рассылку клиент ошибочно или специально указывает чужой адрес электронной почты – такая форма будет подтверждением отсутствия вины в рассылке без согласия абонента.
В нашем случае порядок рассылки нашим клиентом действительно был не идеален, поэтому мы помогли составить алгоритм для маркетологов клиента о том, как осуществлять рассылку с соблюдением законодательства.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.