Аналитика
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

Абсолютно новые правила третейского судопроизводства. И уже в сентябре 2016 г.

8 Янв 2016

суд.jpg29.12.2015 г. принят новый закон о третейских судах, который коренным образом изменил не только ставшую привычной терминологию, но и сам порядок их создания и организации деятельности.

С 1 сентября 2016 года постоянно действующие третейские суды будут заменены на постоянно действующие арбитражные учреждения. Третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, сохранится.

Третейские судьи будут именоваться арбитрами, а само третейское разбирательство – арбитражем. А что самое интересное, под третейским судом, как следует из определения, данного в законе, будет пониматься единоличный арбитр или коллегия арбитров.   

Более подробно о «новоявленных» третейских судах мы расскажем ниже.

1. Усложнится процедура создания постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ).

ПДАУ – это некое подразделение некоммерческой организации. Создание ПДАУ возможно будет только при некоммерческих организациях, причем только при одной.

В отличие от ранее действующего порядка, Закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ закрепил достаточно непростую процедуру создания ПДАУ, а именно разрешительный порядок. Для создания подобных учреждений необходимо будет получить разрешение Правительства РФ, выраженное в специальном акте. Без разрешения вправе действовать только МКАС и МАК при ТПП РФ.

Разрешение Правительства РФ будет выдаваться на основании рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Именно Совет будет наделен правом оценивать, соответствует или не соответствует создаваемое при некоммерческой организации ПДАУ предъявляемым в законе требованиям. Данные рекомендации – основа для издания соответствующего акта Правительством РФ.

2. Требования, предъявляемые к некоммерческой организации, при которой планируется создать ПДАУ.

Получение некоммерческой организацией положительной рекомендации от Совета возможно будет, если она соответствует требованиям, изложенным в законе. Причем предъявление каких-либо дополнительных требований, не предусмотренных законом, не допускается. Но и этих требований, скорее всего, будет достаточно, чтобы отказать любому заявителю.

К таким требованиям относится:

- соответствие представленных правил ПДАУ требованиям закона;

- наличие у ПДАУ рекомендованного списка арбитров, соответствующего требованиям закона;

- достоверность представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано ПДАУ, и ее учредителях (участниках);

- репутация некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, масштаб и характер ее деятельности с учетом состава ее учредителей (участников) позволят обеспечить высокий уровень организации деятельности ПДАУ, в том числе в части финансового обеспечения создания и деятельности соответствующего учреждения, осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в Российской Федерации.

ПДАУ, как подразделение некоммерческой организации, обязано разместить на своем сайте депонированные правила арбитража (третейского разбирательства) и рекомендованный список арбитров. Только в этом случае, арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность.

3. Особые требования к третейским судьям.

Для того чтобы быть включенным в рекомендованный список арбитров, одного высшего юридического образования будет не достаточно. Закон устанавливает особые требования к третейским судьям.

Во-первых, не менее 1/3 арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории РФ.

Во-вторых, не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Причем, одно лицо не может входить в рекомендованные списки арбитров более трех ПДАУ.

Количество арбитров одного ПДАУ не может быть менее 30 человек. От каждого кандидата на включение его в список необходимо заручиться письменным согласием.

4. Виды деятельности ПДАУ

Главная особенность постоянно действующих арбитражных учреждений – осуществление исключительно функций по администрированию (организации) третейского разбирательства.

Администрирование третейского включает в себя: обеспечение процедур выбора, назначения или отвода арбитров; ведение делопроизводства; организация сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

ПДАУ при осуществлении своей деятельности должно придерживаться правил. Для него это своего рода учредительный документ. ПДАУ вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в данных правилах. К ним относятся: администрирование международного коммерческого арбитража; администрирование арбитража внутренних споров; выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

Все данные виды деятельности могут быть регламентированы в рамках одних правил, либо закреплены в отдельных правилах: правилах международного коммерческого арбитража; правилах арбитража внутренних споров; правилах арбитража конкретных видов споров. Могут быть также приняты правила ускоренного арбитража; правила арбитража корпоративных споров.  

Практикующие юристы отмечают, что новый закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ в отличие от пока ныне действующего закона о третейских судах значительно усложняет и предъявляет довольно высокие требования как к самой процедуре создания постоянно действующих арбитражных учреждений, так и к третейским судьям.

Уже сейчас можно утверждать, что нововведения приведут к существенному сокращению участников рынка альтернативного судопроизводства, так как региональным третейским судам вписаться в новые правила будет практически невозможно. Также очевидно, что новый институт третейского разбирательства будет сформирован при представителях крупного бизнеса в РФ и государственных монополиях. Все прочие смогут ощутить на себе альтернативные формы разрешения споров исключительно как ответчики в споре с вышеупомянутыми мастодонтами.


Хартия АПК - благо или необоснованные риски?
24 Октября 2019
10.30 (МСК)

Бесплатный вебинар

Сальдирование вместо зачета.
Верховный Суд меняет практику?
Институт банкротства имеет собственный и довольно обширный...
Читать полностью
Хартия АПК.
Защита от проблем или новые налоговые риски?
  • Что такое Хартия АПК
  • Каковы ее плюсы и минусы?
  • Защитит ли Хартия АПК своих участников от проблем?
Заявка на бесплатную консультацию
Подписаться на рассылку по e-mail