јналитика
ќбратите внимание, материал старше 2-х лет. јктуальность выводов уточн€йте у автора

јбсолютно новые правила третейского судопроизводства. » уже в сент€бре 2016 г.

8 янв 2016

суд.jpg29.12.2015 г. прин€т новый закон о третейских судах, который коренным образом изменил не только ставшую привычной терминологию, но и сам пор€док их создани€ и организации де€тельности.

— 1 сент€бр€ 2016 года посто€нно действующие третейские суды будут заменены на посто€нно действующие арбитражные учреждени€. “ретейский суд, образованный сторонами дл€ разрешени€ конкретного спора, сохранитс€.

“ретейские судьи будут именоватьс€ арбитрами, а само третейское разбирательство Ц арбитражем. ј что самое интересное, под третейским судом, как следует из определени€, данного в законе, будет пониматьс€ единоличный арбитр или коллеги€ арбитров.   

Ѕолее подробно о Ђново€вленныхї третейских судах мы расскажем ниже.

1. ”сложнитс€ процедура создани€ посто€нно действующих арбитражных учреждений (ѕƒј”).

ѕƒј” Ц это некое подразделение некоммерческой организации. —оздание ѕƒј” возможно будет только при некоммерческих организаци€х, причем только при одной.

¬ отличие от ранее действующего пор€дка, «акон об арбитраже (третейском разбирательстве) в –‘ закрепил достаточно непростую процедуру создани€ ѕƒј”, а именно разрешительный пор€док. ƒл€ создани€ подобных учреждений необходимо будет получить разрешение ѕравительства –‘, выраженное в специальном акте. Ѕез разрешени€ вправе действовать только ћ ј— и ћј  при “ѕѕ –‘.

–азрешение ѕравительства –‘ будет выдаватьс€ на основании рекомендаций —овета по совершенствованию третейского разбирательства. »менно —овет будет наделен правом оценивать, соответствует или не соответствует создаваемое при некоммерческой организации ѕƒј” предъ€вл€емым в законе требовани€м. ƒанные рекомендации Ц основа дл€ издани€ соответствующего акта ѕравительством –‘.

2. “ребовани€, предъ€вл€емые к некоммерческой организации, при которой планируетс€ создать ѕƒј”.

ѕолучение некоммерческой организацией положительной рекомендации от —овета возможно будет, если она соответствует требовани€м, изложенным в законе. ѕричем предъ€вление каких-либо дополнительных требований, не предусмотренных законом, не допускаетс€. Ќо и этих требований, скорее всего, будет достаточно, чтобы отказать любому за€вителю.

  таким требовани€м относитс€:

- соответствие представленных правил ѕƒј” требовани€м закона;

- наличие у ѕƒј” рекомендованного списка арбитров, соответствующего требовани€м закона;

- достоверность представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано ѕƒј”, и ее учредител€х (участниках);

- репутаци€ некоммерческой организации, при которой создаетс€ ѕƒј”, масштаб и характер ее де€тельности с учетом состава ее учредителей (участников) позвол€т обеспечить высокий уровень организации де€тельности ѕƒј”, в том числе в части финансового обеспечени€ создани€ и де€тельности соответствующего учреждени€, осуществление указанной организацией де€тельности, направленной на развитие арбитража в –оссийской ‘едерации.

ѕƒј”, как подразделение некоммерческой организации, об€зано разместить на своем сайте депонированные правила арбитража (третейского разбирательства) и рекомендованный список арбитров. “олько в этом случае, арбитражное учреждение вправе осуществл€ть свою де€тельность.

3. ќсобые требовани€ к третейским судь€м.

ƒл€ того чтобы быть включенным в рекомендованный список арбитров, одного высшего юридического образовани€ будет не достаточно. «акон устанавливает особые требовани€ к третейским судь€м.

¬о-первых, не менее 1/3 арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории –‘.

¬о-вторых, не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешени€ гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта –оссийской ‘едерации, мировых судей в течение не менее дес€ти лет, предшествующих дате включени€ в рекомендованный список арбитров. ѕричем, одно лицо не может входить в рекомендованные списки арбитров более трех ѕƒј”.

 оличество арбитров одного ѕƒј” не может быть менее 30 человек. ќт каждого кандидата на включение его в список необходимо заручитьс€ письменным согласием.

4. ¬иды де€тельности ѕƒј”

√лавна€ особенность посто€нно действующих арбитражных учреждений Ц осуществление исключительно функций по администрированию (организации) третейского разбирательства.

јдминистрирование третейского включает в себ€: обеспечение процедур выбора, назначени€ или отвода арбитров; ведение делопроизводства; организаци€ сбора и распределени€ арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

ѕƒј” при осуществлении своей де€тельности должно придерживатьс€ правил. ƒл€ него это своего рода учредительный документ. ѕƒј” вправе осуществл€ть только те виды де€тельности, которые указаны в данных правилах.   ним относ€тс€: администрирование международного коммерческого арбитража; администрирование арбитража внутренних споров; выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами дл€ разрешени€ конкретного спора, без общего администрировани€ спора.

¬се данные виды де€тельности могут быть регламентированы в рамках одних правил, либо закреплены в отдельных правилах: правилах международного коммерческого арбитража; правилах арбитража внутренних споров; правилах арбитража конкретных видов споров. ћогут быть также прин€ты правила ускоренного арбитража; правила арбитража корпоративных споров.  

ѕрактикующие юристы отмечают, что новый закон об арбитраже (третейском разбирательстве) в –‘ в отличие от пока ныне действующего закона о третейских судах значительно усложн€ет и предъ€вл€ет довольно высокие требовани€ как к самой процедуре создани€ посто€нно действующих арбитражных учреждений, так и к третейским судь€м.

”же сейчас можно утверждать, что нововведени€ приведут к существенному сокращению участников рынка альтернативного судопроизводства, так как региональным третейским судам вписатьс€ в новые правила будет практически невозможно. “акже очевидно, что новый институт третейского разбирательства будет сформирован при представител€х крупного бизнеса в –‘ и государственных монополи€х. ¬се прочие смогут ощутить на себе альтернативные формы разрешени€ споров исключительно как ответчики в споре с вышеупом€нутыми мастодонтами.


"¬ыход из договорных отношений из-за COVID-19"
11 »юн€ 2020
10.00 (ћ— )

Ѕесплатный вебинар

онлайн-конференци€
" ак остатьс€ на плаву: новые стратегии дл€ бизнеса"
„итать полностью
 омисси€ за сомнительные банковские операции
  • „то такое сомнительна€ операци€?
  • «аконен ли заградительный тариф? 
  •  ак избежать потерь? 
»ндексаци€ заработной платы:
разбираемс€ в нюансах.
Ќедавно к нам обратилс€ предприниматель...
„итать полностью
«а€вка на консультацию
ѕодписатьс€ на рассылку по e-mail
* укажите ¬ашу электронную почту и получите все материалы по теме