Блокировка расчетного счета налоговой инспекцией
Выбор данной темы не случаен. Совсем недавно к нам обратился клиент, чей расчетный счет был заблокирован. Как оказалось, основанием для принятия инспекцией такого решения являлось нарушение налогоплательщиком сроков сдачи расчета по страховым взносам. И, казалось бы, действия ФНС в данном случае законны, если бы не одно но: отчетность клиент сдал вовремя. Однако из-за сбоя в системе или человеческого фактора расчетный счет организации был заблокирован, что сбило платежный график и практически повлекло нарушение обязательств общества перед контрагентами. Абсурдность ситуации усугубилась еще и тем, что через пару недель счет был вновь заблокирован. Другим инспектором, но по той же причине. Нам снова пришлось доказывать незаконность указанных действий, после чего возник вопрос: «А несет ли ответственность налоговый орган за незаконную блокировку счета?». Для ответа пришлось покопаться в судебной практике, которой мы готовы поделиться. Но для начала давайте разберемся, когда действия инспекции по блокировке счета налогоплательщика абсолютно законны.
Предупрежден – значит вооружен. Или основания для блокировки счета
Основной задачей ФНС России является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Для выполнения указанной функции законодатель возложил на фискальный орган достаточно обширные полномочия, к которым, в том числе относится блокировка расчетного счета налогоплательщика.
По своей сути блокировка расчетного счета – это приостановление операций по счетам и переводам электронных денежных средств.
Основания для блокировки счета закреплены исключительно в Налоговом кодексе Российской Федерации. Если быть точнее – в статьях 76 и 101 НК РФ.
Анализ приведенных положений позволяет выделить следующие причины блокировки счета со стороны фискального органа:
1. Нарушение сроков сдачи налоговой отчетности
Как известно, одной из основных обязанностей налогоплательщика является предоставление по месту учета налоговой отчетности, нарушение которой влечет за собой ряд негативных последствий: от приостановления операций по счетам до привлечения к налоговой и административной ответственности.
Однако приостановить операции по счетам по причине нарушения сроков сдачи налоговой отчетности возможно не во всех случаях. Точнее, только при нарушении сроков сдачи:
- налоговой декларации по любому виду налога;
- расчета 6-НДФЛ;
- расчета по страховым взносам.
При нарушении сроков сдачи деклараций, формируемых по итогам отчетных периодов, расчетов по авансовым платежам, у налоговой отсутствуют правомочия по блокировке счета налогоплательщика.
Второе условие для блокировки счета по данному основанию - срок сдачи отчетности нарушен более чем на 20 дней.
Данное условие применяется с 01 июля 2021 года, до данной даты возможность блокировки счета наступала при нарушении срока сдачи отчетности на 10 рабочих дней.
Также с 01 июля.2021 года действует положение пункта 3.3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющее за налоговой право направить за 14 рабочих дней в адрес налогоплательщика уведомление о грозящей блокировке. Однако следует еще раз подчеркнуть, что это право ФНС, а не обязанность. Поэтому, как правило, блокировка счета для налогоплательщика является сюрпризом.
Кроме того, налоговый орган может признать непредставленной налоговую отчетность по причинам, закрепленным в п. 4.1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации. Например, при подписании налоговой отчетности лицом, у которого отсутствует на это право.
2. Отрицательное сальдо ЕНС
Данное основание для блокировки счета удобнее отразить на примере. По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция выявила ошибки в расчете суммы налога, в связи с чем выставило ООО «Ромашка» требование об уплате задолженности в размере 10 000 рублей. На ЕНС ООО «Ромашка» отрицательное сальдо. Требование об уплате задолженности было направлено по почте заказным письмом, следовательно, оно считается полученным обществом на 6 рабочий день со дня отправки. Для погашения задолженности законодательство предоставляет 8 дней. Однако ООО «Ромашка» требование не исполнило, и налоговый орган вынес решение о взыскании суммы неуплаты, направил в банк инкассовое поручение и заблокировал счет в пределах суммы задолженности.
Данный пример отражает условия, при которых блокировка счета по причине неуплаты налогов законна:
- вынесено решение о взыскании суммы неуплаты;
- счет блокируется в пределах суммы неуплаты;
- с 2020 года действует важное ограничение – задолженность по уплате должна превышать 3 000 рублей. Если сумма долга менее 3 000 рублей, меры взыскания и обеспечительные меры применяются только по истечении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога.
3. Непередача квитанции о получении налогового требования
Налоговый кодекс, помимо прочего, возлагает на налогоплательщика обязанность подтвердить получение требования налоговой. Например, о предоставлении документов или пояснений. Для подтверждения необходимо в течение 6 рабочих дней направить квитанцию о приеме. Если данную обязанность не исполнить, то по истечении 10 рабочих дней налоговая имеет полное право заблокировать счет налогоплательщика.
4. Необеспечение получения по месту нахождения организации документов в электронной форме по ТКС
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет условия, при которых налогоплательщик обязан отчитываться перед инспекцией исключительно в электронной форме. Основным критерием является численность персонала. Так, если в организации или у предпринимателя среднесписочная численность работников за предыдущий год превысила 100 человек, он обязан отчитываться перед инспекцией в электронной форме. Это же правило относится и к вновь созданным компаниям. Электронная форма отчетности обязательно и для категории крупнейших налогоплательщиков. Ах, да! Есть исключение. Если налогоплательщик уплачивает НДС или выступает налоговым агентом, то он также сдает отчетность строго в электронном виде.
Для организации приема документов в электронном виде налогоплательщику установлен срок – 10 рабочих дней с момента возникновения обязанности отчитываться электронно. При нарушении указанного срока решение о блокировке счета может быть принято в течение 10 рабочих дней со дня, когда инспекции стало известно о нарушении.
5. Принятие обеспечительных мер
Возможность принятия налоговым органом обеспечительных мер прямо предусмотрена пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, анализ которой свидетельствует, что принятие обеспечительной меры в виде блокировки счета возможно только:
- при вынесении решения о привлечении к ответственности (данное условие является общим для принятия обеспечительных мер);
- уже наложен запрет на отчуждение имущества;
- совокупная стоимость имущества, на которое уже наложен запрет на отчуждение, по данным бухучета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащих уплате по решению.
В рамках обеспечительной меры налоговая может приостановить операции в силу подпункта 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации исключительно на сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов из решения и стоимостью имущества, которое не подлежит отчуждению.
Порядок действий налогоплательщика при блокировке счета
В связи с тем, что действия налогоплательщика полностью зависят от причин блокировки счета, в первую очередь нужно их установить. Сделать это можно несколькими способами: узнав напрямую у налоговой или самостоятельно, воспользовавшись
Затем необходимо подготовить заявление о снятии блокировки, которое составляется в свободной форме, и направить его в инспекцию. Так же налогоплательщик не лишен возможности обжаловать действия инспекции в вышестоящем органе или в суде. Однако судебный порядок обжалования действий инспекции по блокировке счета возможен только при соблюдении досудебного порядка, о чем в очередной раз указал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Однако если действия инспекции законны или организацией принято решение не оспаривать блокировку, то порядок ее действий приведен в следующей таблице:
Разобравшись с основаниями блокировки счета налогоплательщика, вернемся к вопросу, заданному в начале статьи: о возможности привлечения налогового органа к ответственности за незаконную блокировку счета.
Прежде всего, статья 35 НК РФ прямо закрепляет, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в результате своих незаконных действий. При этом убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Принимая во внимание, что взыскание убытков является мерой гражданско- правовой ответственности, налогоплательщик, предъявляя соответствующие требования к инспекции, обязан доказать наличие юридического состава, а именно:
- противоправность действий причинителя убытков и его вину;
- наступление вреда и размер убытков;
- наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Как известно, отсутствие одного из перечисленных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебная практика по вопросу взыскания убытков с налогового органа неоднозначная. В большинстве случаях суды попросту отказывают в удовлетворении требований налогоплательщика, в связи с отсутствием прямой причинно-следственной связи между приостановлением операций по счетам и негативными последствиями или отсутствием противоправности действий.
Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 06.08.2018 по делу № А33-8000/2017 поддержал позиции судов нижестоящих инстанций, отметив, что обществом не доказана причинно-следственная связь между приостановлением операций по счетам и невозможностью ведения финансово-хозяйственной деятельности в связи с прекращением договоров с контрагентами.
К аналогичным выводам пришел и Арбитражный суд Поволжского округа, и Арбитражный суд Северо-Западного округа, указав в судебных актах на то, что налогоплательщиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что несвоевременная отмена решения о блокировке счетов привела к убыткам, связанным с прекращением сотрудничества с контрагентами.
В рамках дела № А12-437/2022 суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований налогоплательщика о взыскании убытков с фискального органа, поскольку на момент вынесения решения о приостановлении операций по счету у инспекции отсутствовали сведения о предоставлении обществом налоговой декларации ввиду массового сбоя программного обеспечения.
Но есть и положительная практика. Немногочисленная.
Нельзя не упомянуть громкое дело Metro Cash & Carry, взыскавшего с налогового органа убытки в виде упущенной выгоды в сумме более 1,9 млн рублей. Налогоплательщик смог подтвердить, в том числе банковской документации, что из-за незаконной блокировки счета не смог разместить на депозитах в банках 3 млрд рублей, а следовательно, лишился возможности получить проценты.
В рамках дела № А60-26874/2019 суды трех инстанции удовлетворили требования налогоплательщика, установив, что из-за незаконной блокировки счета он не смог провести очередной платеж по договору о невозобновляемой кредитной линии, в связи с чем понес убытке в сумме процентов за пользование кредитом и неустойки.
Резюмируя изложенное, взыскать убытки с налогового органа достаточно сложно, но возможно при наличии достаточных документов, подтверждающих прямую причинно- следственную связь между незаконными действиями налогового органа и негативными последствиями. Например, в ситуации, когда из-за незаконной блокировки счета налогоплательщик не осуществил платеж по кредитному договору или допустил нарушение сроков исполнения обязательств перед контрагентом, в связи с чем с него подлежит взысканию неустойка.
Помимо взыскания неустойки, Налоговый кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возможность взыскания с налогового органа процентов на сумму непосредственно заблокированных денежных средств. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика.
Исходя из толкования положений налогового законодательства, существует два самостоятельных основания для начисления процентов:
- нарушение срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации;
- неправомерное вынесение налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Указанный вывод подтверждается и судебной практикой. В частности, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по делу № А48-4148/2023, постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 по делу № А08-10649/2021.
При этом суды, рассматривая требования налогоплательщика о взыскании процентов, нередко отмечают, что выплата предусмотренных пунктом 9.2 статьи 76 НК РФ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным воспрепятствованием в пользовании денежных средств частного субъекта. Указанная норма права принята во исполнение реализации положений статьей 52 и 53 Конституции Российской Федерации и не связывает начисление процентов с необходимостью доказывания прямого ущерба. Взыскание с налогового органа процентов, предусмотренных абзацем 2 пункта 9.2 статьи 76 НК РФ, носит компенсационный характер и не предполагает обогащение налогоплательщика.
Таким образом, при незаконной блокировке счета с налогового органа подлежат взысканию:
- убытки на основании статьи 35 НК РФ и положений гражданского законодательства;
- проценты на сумму денежных средств.
При этом налогоплательщик вправе предъявить требование и о взыскании убытков, и о взыскании процентов. Так, в рамках дела № А64-4725/2018 суды трех инстанции удовлетворили требования налогоплательщика в части взыскания процентов на сумму непосредственно заблокированных денежных средств и отказали во взыскании убытков.
Как показывает практика, достаточно часто налогоплательщики обращаются в суды с требованиями о привлечении к ответственности налогового органа за незаконную блокировку счета или несвоевременное снятие такой блокировки. При этом результат рассмотрения соответствующих требований в части взыскания убытков напрямую зависит от досудебной работы самого заявителя, полноты сформированной им доказательственной базы. В отсутствие достаточных документов, подтверждающих размер убытков, и наличия причинно-следственной связи между действиями инспекции и последствиями, результат рассмотрения спора может быть отрицательным. Команда ЮК «ЦО» имеет достаточный опыт и квалификацию, чтобы представить интересы налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговым органом по любым вопросам, в том числе в случае незаконной блокировки счета, оказать содействие для оперативного решения возникшей проблемы.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.