Аналитика

Блокировка расчетного счета налоговой инспекцией

16 дек 2024

Выбор данной темы не случаен. Совсем недавно к нам обратился клиент, чей расчетный счет был заблокирован. Как оказалось, основанием для принятия инспекцией такого решения являлось нарушение налогоплательщиком сроков сдачи расчета по страховым взносам. И, казалось бы, действия ФНС в данном случае законны, если бы не одно но: отчетность клиент сдал вовремя. Однако из-за сбоя в системе или человеческого фактора расчетный счет организации был заблокирован, что сбило платежный график и практически повлекло нарушение обязательств общества перед контрагентами. Абсурдность ситуации усугубилась еще и тем, что через пару недель счет был вновь заблокирован. Другим инспектором, но по той же причине. Нам снова пришлось доказывать незаконность указанных действий, после чего возник вопрос: «А несет ли ответственность налоговый орган за незаконную блокировку счета?». Для ответа пришлось покопаться в судебной практике, которой мы готовы поделиться. Но для начала давайте разберемся, когда действия инспекции по блокировке счета налогоплательщика абсолютно законны.

Предупрежден – значит вооружен. Или основания для блокировки счета

Основной задачей ФНС России является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Для выполнения указанной функции законодатель возложил на фискальный орган достаточно обширные полномочия, к которым, в том числе относится блокировка расчетного счета налогоплательщика.

По своей сути блокировка расчетного счета – это приостановление операций по счетам и переводам электронных денежных средств.

Основания для блокировки счета закреплены исключительно в Налоговом кодексе Российской Федерации. Если быть точнее – в статьях 76 и 101 НК РФ. 

Анализ приведенных положений позволяет выделить следующие причины блокировки счета со стороны фискального органа:

1. Нарушение сроков сдачи налоговой отчетности

Как известно, одной из основных обязанностей налогоплательщика является предоставление по месту учета налоговой отчетности, нарушение которой влечет за собой ряд негативных последствий: от приостановления операций по счетам до привлечения к налоговой и административной ответственности.

Однако приостановить операции по счетам по причине нарушения сроков сдачи налоговой отчетности возможно не во всех случаях. Точнее, только при нарушении сроков сдачи:

  • налоговой декларации по любому виду налога;
  • расчета 6-НДФЛ;
  • расчета по страховым взносам.

При нарушении сроков сдачи деклараций, формируемых по итогам отчетных периодов, расчетов по авансовым платежам, у налоговой отсутствуют правомочия по блокировке счета налогоплательщика.

Второе условие для блокировки счета по данному основанию - срок сдачи отчетности нарушен более чем на 20 дней.

Данное условие применяется с 01 июля 2021 года, до данной даты возможность блокировки счета наступала при нарушении срока сдачи отчетности на 10 рабочих дней.

Также с 01 июля.2021 года действует положение пункта 3.3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющее за налоговой право направить за 14 рабочих дней в адрес налогоплательщика уведомление о грозящей блокировке. Однако следует еще раз подчеркнуть, что это право ФНС, а не обязанность. Поэтому, как правило, блокировка счета для налогоплательщика является сюрпризом.

Кроме того, налоговый орган может признать непредставленной налоговую отчетность по причинам, закрепленным в п. 4.1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации. Например, при подписании налоговой отчетности лицом, у которого отсутствует на это право.

2. Отрицательное сальдо ЕНС

Данное основание для блокировки счета удобнее отразить на примере. По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция выявила ошибки в расчете суммы налога, в связи с чем выставило ООО «Ромашка» требование об уплате задолженности в размере 10 000 рублей. На ЕНС ООО «Ромашка» отрицательное сальдо. Требование об уплате задолженности было направлено по почте заказным письмом, следовательно, оно считается полученным обществом на 6 рабочий день со дня отправки. Для погашения задолженности законодательство предоставляет 8 дней. Однако ООО «Ромашка» требование не исполнило, и налоговый орган вынес решение о взыскании суммы неуплаты, направил в банк инкассовое поручение и заблокировал счет в пределах суммы задолженности.

Данный пример отражает условия, при которых блокировка счета по причине неуплаты налогов законна: 

  • вынесено решение о взыскании суммы неуплаты;
  • счет блокируется в пределах суммы неуплаты;
  • с 2020 года действует важное ограничение – задолженность по уплате должна превышать 3 000 рублей. Если сумма долга менее 3 000 рублей, меры взыскания и обеспечительные меры применяются только по истечении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога.

3. Непередача квитанции о получении налогового требования

Налоговый кодекс, помимо прочего, возлагает на налогоплательщика обязанность подтвердить получение требования налоговой. Например, о предоставлении документов или пояснений. Для подтверждения необходимо в течение 6 рабочих дней направить квитанцию о приеме. Если данную обязанность не исполнить, то по истечении 10 рабочих дней налоговая имеет полное право заблокировать счет налогоплательщика.

4. Необеспечение получения по месту нахождения организации документов в электронной форме по ТКС

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет условия, при которых налогоплательщик обязан отчитываться перед инспекцией исключительно в электронной форме. Основным критерием является численность персонала. Так, если в организации или у предпринимателя среднесписочная численность работников за предыдущий год превысила 100 человек, он обязан отчитываться перед инспекцией в электронной форме. Это же правило относится и к вновь созданным компаниям. Электронная форма отчетности обязательно и для категории крупнейших налогоплательщиков. Ах, да! Есть исключение. Если налогоплательщик уплачивает НДС или выступает налоговым агентом, то он также сдает отчетность строго в электронном виде.

Для организации приема документов в электронном виде налогоплательщику установлен срок – 10 рабочих дней с момента возникновения обязанности отчитываться электронно. При нарушении указанного срока решение о блокировке счета может быть принято в течение 10 рабочих дней со дня, когда инспекции стало известно о нарушении.

5. Принятие обеспечительных мер

Возможность принятия налоговым органом обеспечительных мер прямо предусмотрена пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, анализ которой свидетельствует, что принятие обеспечительной меры в виде блокировки счета возможно только:

  • при вынесении решения о привлечении к ответственности (данное условие является общим для принятия обеспечительных мер); 
  • уже наложен запрет на отчуждение имущества;
  • совокупная стоимость имущества, на которое уже наложен запрет на отчуждение, по данным бухучета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащих уплате по решению.

В рамках обеспечительной меры налоговая может приостановить операции в силу подпункта 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации исключительно на сумму разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов из решения и стоимостью имущества, которое не подлежит отчуждению.

Порядок действий налогоплательщика при блокировке счета

В связи с тем, что действия налогоплательщика полностью зависят от причин блокировки счета, в первую очередь нужно их установить. Сделать это можно несколькими способами: узнав напрямую у налоговой или самостоятельно, воспользовавшись интернет-сервисом ФНС России «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов».

Затем необходимо подготовить заявление о снятии блокировки, которое составляется в свободной форме, и направить его в инспекцию. Так же налогоплательщик не лишен возможности обжаловать действия инспекции в вышестоящем органе или в суде. Однако судебный порядок обжалования действий инспекции по блокировке счета возможен только при соблюдении досудебного порядка, о чем в очередной раз указал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Однако если действия инспекции законны или организацией принято решение не оспаривать блокировку, то порядок ее действий приведен в следующей таблице:

 

Причина блокировки счета

   

Порядок действий

 

Если отчетность не
сдана

Если отчетность
сдана

1. Нарушение сроков сдачи налоговой
отчетности

Представить отчетность в инспекцию. Решение  о  снятии блокировки должно быть принято
налоговым органом в течение рабочего дня, следующего за днем сдачи отчетности.

 

Подтвердить сдачу отчетности в срок, представив:

  • копию декларации по налогу или расчета по страховым взносам с отметкой о принятии (если отчетность сдавалась нарочно непосредственно в инспекции);
  • копию квитанции об отправки с описью вложения (если отчетность направлялась по почте);
  • распечатать отчетность из электронного документооборота, в которой будет отражена соответствующая дата фактической сдачи отчетности.

   

 2. Отрицательное сальдо ЕНС

     

Заплатить ЕНП на ЕНС. При этом сумма должна быть достаточной, чтобы сальдо было положительным или нулевым. Банковский счет будет разблокирован с момента формирования положительного или нулевого сальдо налогоплательщика.

     

3. Непередача квитанции о получении
налогового требования

   

Отправить квитанцию о приеме или исполнить требование, направив документы, представив пояснения, или обеспечить явку в инспекцию.
Решение о снятии блокировки принимают не позднее дня, следующего за днем выполнения одного из действий.

 

4. Необеспечение получения по месту
нахождения организации документов в
электронной форме по ТКС

       

Исправить данное нарушение: 

  • заключить договор на оказание услуг электронного документооборота с оператором ЭДО;
  • приобрести электронную подпись;
  • направить указанные выше документы в инспекцию. 

Решение о снятии блокировки должно быть принято инспекцией на следующий рабочий день.

 

5. Обеспечительные меры 

   

Самый простой вариант, но не всегда выполнимый – уплатить налоги, пени,
штрафы.
Второй вариант – обжаловать решение налогового органа.
И третий вариант – заменить обеспечительные меры: 

  • залогом имущества18;
  • поручительством третьего лица19;
  • банковской гарантией от банка, включенного в реестр Минфина РФ.

Разобравшись с основаниями блокировки счета налогоплательщика, вернемся к вопросу, заданному в начале статьи: о возможности привлечения налогового органа к ответственности за незаконную блокировку счета.

Прежде всего, статья 35 НК РФ прямо закрепляет, что налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в результате своих незаконных действий. При этом убытки подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Принимая во внимание, что взыскание убытков является мерой гражданско- правовой ответственности, налогоплательщик, предъявляя соответствующие требования к инспекции, обязан доказать наличие юридического состава, а именно:

  • противоправность действий причинителя убытков и его вину;
  • наступление вреда и размер убытков;
  • наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками.

Как известно, отсутствие одного из перечисленных обстоятельств является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. 

Судебная практика по вопросу взыскания убытков с налогового органа неоднозначная. В большинстве случаях суды попросту отказывают в удовлетворении требований налогоплательщика, в связи с отсутствием прямой причинно-следственной связи между приостановлением операций по счетам и негативными последствиями или отсутствием противоправности действий.

Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 06.08.2018 по делу № А33-8000/2017 поддержал позиции судов нижестоящих инстанций, отметив, что обществом не доказана причинно-следственная связь между приостановлением операций по счетам и невозможностью ведения финансово-хозяйственной деятельности в связи с прекращением договоров с контрагентами.

К аналогичным выводам пришел и Арбитражный суд Поволжского округа, и Арбитражный суд Северо-Западного округа, указав в судебных актах на то, что налогоплательщиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что несвоевременная отмена решения о блокировке счетов привела к убыткам, связанным с прекращением сотрудничества с контрагентами.

В рамках дела № А12-437/2022 суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований налогоплательщика о взыскании убытков с фискального органа, поскольку на момент вынесения решения о приостановлении операций по счету у инспекции отсутствовали сведения о предоставлении обществом налоговой декларации ввиду массового сбоя программного обеспечения.

Но есть и положительная практика. Немногочисленная.

Нельзя не упомянуть громкое дело Metro Cash & Carry, взыскавшего с налогового органа убытки в виде упущенной выгоды в сумме более 1,9 млн рублей. Налогоплательщик смог подтвердить, в том числе банковской документации, что из-за незаконной блокировки счета не смог разместить на депозитах в банках 3 млрд рублей, а следовательно, лишился возможности получить проценты.

В рамках дела № А60-26874/2019 суды трех инстанции удовлетворили требования налогоплательщика, установив, что из-за незаконной блокировки счета он не смог провести очередной платеж по договору о невозобновляемой кредитной линии, в связи с чем понес убытке в сумме процентов за пользование кредитом и неустойки.

Резюмируя изложенное, взыскать убытки с налогового органа достаточно сложно, но возможно при наличии достаточных документов, подтверждающих прямую причинно- следственную связь между незаконными действиями налогового органа и негативными последствиями. Например, в ситуации, когда из-за незаконной блокировки счета налогоплательщик не осуществил платеж по кредитному договору или допустил нарушение сроков исполнения обязательств перед контрагентом, в связи с чем с него подлежит взысканию неустойка.

Помимо взыскания неустойки, Налоговый кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возможность взыскания с налогового органа процентов на сумму непосредственно заблокированных денежных средств. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика.

Исходя из толкования положений налогового законодательства, существует два самостоятельных основания для начисления процентов:

  • нарушение срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации;
  • неправомерное вынесение налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Указанный вывод подтверждается и судебной практикой. В частности, постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по делу № А48-4148/2023, постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 по делу № А08-10649/2021.

При этом суды, рассматривая требования налогоплательщика о взыскании процентов, нередко отмечают, что выплата предусмотренных пунктом 9.2 статьи 76 НК РФ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным воспрепятствованием в пользовании денежных средств частного субъекта. Указанная норма права принята во исполнение реализации положений статьей 52 и 53 Конституции Российской Федерации и не связывает начисление процентов с необходимостью доказывания прямого ущерба. Взыскание с налогового органа процентов, предусмотренных абзацем 2 пункта 9.2 статьи 76 НК РФ, носит компенсационный характер и не предполагает обогащение налогоплательщика.

Таким образом, при незаконной блокировке счета с налогового органа подлежат взысканию:

  • убытки на основании статьи 35 НК РФ и положений гражданского законодательства;
  • проценты на сумму денежных средств.

При этом налогоплательщик вправе предъявить требование и о взыскании убытков, и о взыскании процентов. Так, в рамках дела № А64-4725/2018 суды трех инстанции удовлетворили требования налогоплательщика в части взыскания процентов на сумму непосредственно заблокированных денежных средств и отказали во взыскании убытков.

Как показывает практика, достаточно часто налогоплательщики обращаются в суды с требованиями о привлечении к ответственности налогового органа за незаконную блокировку счета или несвоевременное снятие такой блокировки. При этом результат рассмотрения соответствующих требований в части взыскания убытков напрямую зависит от досудебной работы самого заявителя, полноты сформированной им доказательственной базы. В отсутствие достаточных документов, подтверждающих размер убытков, и наличия причинно-следственной связи между действиями инспекции и последствиями, результат рассмотрения спора может быть отрицательным. Команда ЮК «ЦО» имеет достаточный опыт и квалификацию, чтобы представить интересы налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговым органом по любым вопросам, в том числе в случае незаконной блокировки счета, оказать содействие для оперативного решения возникшей проблемы.

Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*