Аналитика

«Двухрублевая опера». Почему стоимость проезда в муниципальном транспорте это потенциально конфликтная ситуация.

8 Июл 2019

city-4094885_960_720.jpgПоводом для создания этого аналитического материала послужил вопрос, заданный автору в неформальном разговоре одним из клиентов. Человек не бедный, катающийся исключительно в личном автомобиле, волею судьбы он оказался в воронежском троллейбусе и, будучи хорошо подкованным в юриспруденции (в бизнесе без этого никуда), удивился тому, что стоимость проезда разная – 15 рублей, если оплачивается картой и 17 рублей, если наличными деньгами. 

 - Разве закон позволяет делать такие скидки? – спросил он. – Нет ли здесь нарушения? 

 Мы призадумались и начали разбираться… 

 Троллейбус один, а цены разные 

 Итак, отправная точка нашего мини-расследования это Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 25/1 от 3 июня 2017г. «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении в пределах границ муниципального образования городской округ город Воронеж». Он установил предельные тарифы на перевозку пассажиров всеми действующими видами транспорта в пределах городского округа города Воронеж. Согласно ему, размер стоимости одного проезда составляет 17 рублей в дневное время (с 06-00 до 22-00) и 25 рублей (с 22-00 до 06-00), независимо от вида транспорта. А чуть позже, в 2018 году в Воронеже появилась возможность безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. Само по себе, введение безналичной оплаты проезда внутри города – хорошее дело. Во-первых, у граждан появляется выбор, да и отпадает необходимость постоянно следить за наличием мелочи в карманах, и во-вторых, это попросту удобнее, а зачастую, и быстрее. Цена на безналичную оплату и оплату наличными проезда была одинаковой. 

 И все бы хорошо, но в муниципальных троллейбусах цены на безналичный и наличный проезд сегодня отличаются. Действует своего рода «акция», предусматривающая стоимость проезда не 17, а 15 рублей (как это было для всех до Приказа № 25/1 от 03.07.2017г.). Причем условия «акции» довольно просты: для предоставления двухрублевой скидки (практически 12% стоимости проезда) пассажирам требуется лишь оплатить проезд картой через терминал, установленный в троллейбусе рядом с водителем. Причем не транспортной картой, а обычной банковской. 

Нарушать закон нельзя… 

 Но законно ли это? Общее императивное правило п. 4 ст. 16.1 «Закона о защите прав потребителей» гласит, что при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Для нарушителей данной нормы закона даже предусмотрена административная ответственность – ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ. 

 Удивительно, но спустя столько лет нет ни то, что наказаний для авторов нововведения с оплатой проезда, но даже и разговоров на данную тему нет. Конечно, можно сказать, что данная разница в цене, в конечном счете, играет «на руку» воронежцам, а попытки властей «переманить» население на безналичные расчеты путем придачи им привлекательности заслуживает положительной оценки. 

 Но привлечение к безналичной оплате проезда таким способом идет врозь с законодательством о защите прав потребителей, а также с положениями того же Приказа № 25/1 от 3 июня 2017г., где отсутствуют какие-либо исключения, предусматривающие отличную от 17 рублей стоимость проезда в дневное время. Также отметим, что перевозка транспортом общего пользования – это разновидность публичного договора (ст. 426, п. 2 ст. 789 ГК РФ). 

 Согласно положению п. 2 ст. 426 ГК РФ, в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться, исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения. Есть исключения, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. 

 Что же это за категории? Как указано в п. 17 недавно принятого постановления Пленума Верховного Суда РФ № 49 от 25 декабря 2018 г., в силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Таким образом, люди, желающие и имеющие возможность оплачивать проезды посредством безналичных расчетов, не могут относиться к категории «льготники» только по данному принципу. 

 … но иногда можно (особенно, если это и не нарушение вовсе) 

 Но на другой чаше весов оказались разъяснения Роспотребнадзора, в которых уполномоченный по надзору в сфере защиты прав потребителей орган выделяет некоторые исключения или, скорее, – поблажки для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. 

 Согласно данному разъяснению, допустимо предоставление разного рода скидок (бонусов и т.п.) с "основной" цены товаров при их оплате банковскими картами или иными электронными средствами платежа в тех случаях, когда они адресованы неопределенному кругу потребителей (Письмо Роспотребнадзора от 22.09.2016 N 01/12735-16-31 "О рассмотрении обращения")

 Только вот теперь не совсем ясно, где та граница между законным повышением привлекательности безналичных расчетов, а где незаконное ущемление прав и дискриминация потребителей, не желающих или попросту не имеющих возможности оплачивать товары, работы и услуги посредством безналичных расчетов. 

 Вдобавок к указанному разъяснению уполномоченного органа, имеется и практика самого Верховного Суда в качестве суда апелляционной инстанции. В ней суд сделал вывод об отсутствии договорных правоотношений между потребителем и перевозчиком и, как следствие, неприменимости норм Закона о защите прав потребителей (Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.08.2017 N 31-АПГ17-7)

 Также суд первой инстанции по этому делу решил, что оспариваемые нормы регулируемых тарифов приняты полномочным органом государственной власти субъекта в установленном порядке и не противоречат законодательству Российской Федерации и соответствующего субъекта. 

 Учитывая специальные разъяснения уполномоченного органа в совокупности с судебной практикой, юристы «Центрального округа» сделали вывод о правомерности установления стоимости проезда в троллейбусах Воронежа в размере 15 рублей при их оплате банковской картой. 

 При этом, стоит отметить, что при установлении факта нарушения (или его отсутствии) в таких случаях необходимо принимать во внимание именно скидку с основной цены товара/работы/услуги при их безналичной оплате. Так, если бы стоимость проезда при оплате картой не уменьшалась, а наоборот, увеличивалась, к примеру, с 17 до 19 руб., то это следовало бы квалифицировать как грубое нарушение действующего законодательства.

Изменение налоговым органом квалификации сделок налогоплательщика и его последствия
06 Июня 2019
10.00 (МСК)

Бесплатный вебинар

Ипотечные каникулы?
Это реально, но есть особенности
Российские законодатели облегчили жизнь «ипотечник...
Читать полностью
Хартия АПК.
Защита от проблем или новые налоговые риски?
  • Что такое Хартия АПК
  • Каковы ее плюсы и минусы?
  • Защитит ли Хартия АПК своих участников от проблем?
Заявка на бесплатную консультацию
Подписаться на рассылку по e-mail