јналитика

»сключение юридического лица из ≈√–ёЋ: все административные основани€

13 ќкт 2017
door-2571685__340.jpg

ќдни организации прекращают свою де€тельность в результате ликвидации, реорганизации, банкротства, а другие фактически прекращают работу, но формально в едином государственном реестре юридических лиц (≈√–ёЋ) об этом предпри€тии содержитс€ информаци€ как о действующем юридическом лице (ёЋ).  роме того, в ≈√–ёЋ могут содержатьс€ недостоверные сведени€ о ёЋ (учредителе, единоличном исполнительном органе, управл€ющем, адресе места нахождени€). ¬ подобных случа€х по решению регистрирующего органа ёЋ может быть исключено из ≈√–ёЋ.

»так, можно выделить два вида субъектов, которые могут быть исключены из ≈√–ёЋ: 

1. “ак называемые Ђброшенныеї фирмы (законодатель употребл€ет термин ЂёЋ, фактически прекратившие свою де€тельностьї).

—огласно п. 1 ст. 21.1 ‘« от 08.08.2001 г. є 129-‘« Ђќ государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателейї лицо может быть признано прекратившим свою де€тельность в случа€х, если оно отвечает в совокупности следующим признакам:

- ёЋ в течение года не предоставл€ет налоговую отчетность;
- ёЋ в течение года не осуществл€ло операций по банковскому счету.

¬ соответствии со ст. 64.2 √  –‘ исключение недействующего ёЋ из ≈√–ёЋ влечет правовые последстви€, предусмотренные √  –‘ и другими законами применительно к ликвидированным ёЋ. ¬месте с тем исключение недействующего ёЋ из ≈√–ёЋ не преп€тствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени ёЋ, членов коллегиальных органов ёЋ и лиц, определ€ющих действи€ ёЋ.

2. ёЋ, в отношении сведений о которых регистрирующим органом внесена запись о недостоверности более 6 мес€цев с момента внесени€ такой записи. 

ƒанный пор€док примен€етс€ с 1 сент€бр€ 2017 года. ¬ажно понимать, что теперь компании, например не наход€щиес€ по адресу своей регистрации, не получающие корреспонденцию, могут быть исключены из ≈√–ёЋ.

«апись о недостоверности сведений в ≈√–ёЋ вносит налогова€ инспекци€ исход€ из материалов проверки достоверности сведений о ёЋ, либо если поступило за€вление гражданина о недостоверности сведений о нем самом.

ѕроверка достоверности может проводитьс€ в отношении сведений, включаемых в ≈√–ёЋ, и в отношении сведений, включенных в ≈√–ёЋ. 

—огласно ѕриказу ‘Ќ— –оссии от 11.02.2016 N ћћ¬-7-14/72, основани€ми дл€ проведени€ меропри€тий по проверке достоверности сведений, включаемых в ≈√–ёЋ, €вл€ютс€:

- наличие в регистрирующем органе письменного возражени€ заинтересованного лица относительно предсто€щей государственной регистрации изменений устава ёЋ или предсто€щего внесени€ сведений в ≈√–ёЋ;

- несоответствие сведений, содержащихс€ в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации ёЋ, сведени€м, содержащимс€ в документах, имеющихс€ у территориальных органов ‘Ќ— –оссии;

- представление в регистрирующий орган документов дл€ включени€ в ≈√–ёЋ сведений об адресе ёЋ в случае, если:

Х указанный адрес в соответствии с содержащимис€ в ≈√–ёЋ сведени€ми €вл€етс€ адресом 5 и более ёЋ;
Х находившийс€ (наход€щийс€) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
Х указанный адрес заведомо не может свободно использоватьс€ дл€ св€зи с таким ёЋ (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
Х указанный адрес €вл€етс€ адресом, в отношении которого в территориальных органах ‘Ќ— –оссии имеетс€ возражение относительно предсто€щего внесени€ сведений в ≈√–ёЋ, представленное собственником объекта недвижимости;
Х включение в ≈√–ёЋ сведений об указанном адресе ёЋ влечет изменение места нахождени€ ёЋ, либо у такого ёЋ имеетс€ недоимка и (или) задолженность по пен€м и штрафам;

- представление в регистрирующий орган документов дл€ включени€ в ≈√–ёЋ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике в отношении лица, о котором в ≈√–ёЋ ранее вносилась запись о недостоверности сведений;

- представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, за€влени€ участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 €нвар€ 2016 года (за исключением случаев, когда такое за€вление участника общества нотариально удостоверено);

- представление документов при государственной регистрации в св€зи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случа€х, если: в реорганизации участвуют два и более ёЋ; в отношении ёЋ, которое в результате реорганизации прекратит свою де€тельность, не окончена выездна€ налогова€ проверка, либо у указанного ёЋ имеетс€ недоимка и (или) задолженность по пен€м и штрафам.

“аким образом, при наличии данных оснований до прин€ти€ решени€ по результатам рассмотрени€ документов, представленных при государственной регистрации, регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности включаемых в ≈√–ёЋ сведений. ¬ случае, если по результатам проведени€ проверки достоверности сведений, включаемых в ≈√–ёЋ, установлена недостоверность таких сведений, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.

ќсновани€ми проведени€ проверки достоверности включенных в ≈√–ёЋ сведений €вл€ютс€:

- получение регистрирующим органом за€влени€ заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ≈√–ёЋ;

- получение регистрирующим органом иной информации о несоответствии сведений, содержащихс€ в ≈√–ёЋ, сведени€м, полученным территориальными органами ‘Ќ— –оссии после включени€ в ≈√–ёЋ таких сведений. 

¬ызывает интерес формулировка второго основани€, потому как источники получени€ регистрирующим органом иной информации о несоответствии сведений, содержащихс€ в ≈√–ёЋ, не определены. Ќа практике выдел€ют следующие источники: проверки и во врем€ повседневной работы при взаимодействии с представител€ми организации; клиент, контрагент сообщил, что не может св€затьс€ с организацией по адресу, который указан в ≈√–ёЋ; собственник помещени€ не подтверждает, что организаци€ использовала адрес как юридический; организаци€ не получает корреспонденцию; в ≈√–ёЋ и иных представл€емых документах отсутствуют контактные данные руководител€ организации, учредител€ и др. 

»сход€ из этого, Ђпод подозрениемї могут оказатьс€ многие организации, поэтому следует в представл€емых документах указывать актуальные контактные данные, воврем€ вносить изменени€ в ≈√–ёЋ, заключить договор почтового обслуживани€, обеспечить сохранность подтверждающих реальную хоз€йственную де€тельность документов и, наконец, при вызове налоговым инспектором дл€ получени€ объ€снений не уклон€тьс€ от визита, а представить необходимые документы и по€снить беспочвенность подозрений в достоверности сведений в ≈√–ёЋ об ќќќ.

¬ ѕисьме ‘Ќ— –оссии от 03.08.2016 N √ƒ-4-14/14127 и ѕисьме ‘Ќ— –оссии от 03.08.2016 N √ƒ-4-14/14126 указаны признаки, свидетельствующие о недостоверности сведений, включенных в ≈√–ёЋ о ёЋ. “ак, в указанных документах сформулированы два подхода, согласно которым налоговые органы по-разному оценивают сведени€ о ёЋ, созданные до 1 августа 2016 года и после этой даты.

≈сли ёЋ создано до 1 августа 2016 года, о недостоверности сведений о нем может свидетельствовать следующее:

- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ёЋ, в том числе управл€юща€ организаци€ выступает в качестве таковых более чем в 50 ёЋ;
- участники ёЋ €вл€ютс€ таковыми более чем в 50 ёЋ;
- адрес ёЋ, указанный в ≈√–ёЋ, €вл€етс€ адресом более чем 50 ёЋ;
- дисквалификаци€ лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ёЋ (в том числе от имени управл€ющей организации), и срок, на который она установлена, не истек;
- наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ёЋ. 

≈сли ёЋ создано после 1 августа 2016 года, о недостоверности сведений о нем может свидетельствовать следующее:

- лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ёЋ, выступает в качестве таковых более чем в 5 ёЋ;
- участники ёЋ €вл€ютс€ таковыми более 10 ёЋ;
- адрес ёЋ, указанный в ≈√–ёЋ, €вл€етс€ адресом более чем 10 ёЋ;
- дисквалификаци€ лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ёЋ (в том числе от имени управл€ющей организации), и срок, на который она установлена, не истек;
- наличие информации о смерти лица, имеющего право без доверенности действовать от имени ёЋ;
- управл€юща€ организаци€ €вл€етс€ таковой более чем в 20 ёЋ.

¬ случае, если по результатам проведени€ проверки достоверности сведений, включенных в ≈√–ёЋ, все же установлена их недостоверность, регистрирующий орган в 30-дневный срок направл€ет ёЋ, а также его учредител€м (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного ёЋ, уведомление о необходимости представлени€ в регистрирующий орган достоверных сведений

“ак, чтобы подтвердить достоверность включенных в ≈√–ёЋ сведений, необходимо: написать по€снени€ о достоверности данных, основыва€сь на соответствующих документах, например, если подтверждаете адрес, то приложите договор аренды; если по€снени€ касаютс€ директора, то направьте приказ о возложении об€занностей директора, представьте контактные данные директора либо внесите изменени€ в сведени€ о ёЋ в ≈√–ёЋ.

¬ случае непредставлени€ ёЋ таких сведений в срок либо представление не подтверждающих достоверность сведений документов, регистрирующий орган вносит в ≈√–ёЋ запись о недостоверности содержащихс€ в ≈√–ёЋ сведений о ёЋ и через 6 мес€цев организаци€ может быть исключена из ≈√–ёЋ.

Ќесколько слов о последстви€х исключени€ ќќќ из ≈√–ёЋ. “ак, если раньше участники и руководители ќќќ, лица, способные давать им указани€, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по об€зательствам ќќќ только в рамках процедуры банкротства, то сейчас в силу п. 3.1 ст. 3 ‘« Ђќб ќќќї это возможно и после исключени€ из ≈√–ёЋ, если неисполнение об€зательств на момент исключени€ ќќќ вызвано тем, что указанные лица действовали недобросовестно или неразумно. ”читыва€ изложенное, административное  исключение фирмы из ≈√–ёЋ не €вл€етс€ альтернативой ликвидации ќќќ, а особенно, если на момент исключени€ у общества имелись неисполненные об€зательства. 



"¬ыход из договорных отношений из-за COVID-19"
11 »юн€ 2020
10.00 (ћ— )

Ѕесплатный вебинар

онлайн-конференци€
" ак остатьс€ на плаву: новые стратегии дл€ бизнеса"
„итать полностью
 омисси€ за сомнительные банковские операции
  • „то такое сомнительна€ операци€?
  • «аконен ли заградительный тариф? 
  •  ак избежать потерь? 
 то виноват? » что делать?
Ќесут ли ответственность судебный пристав и арбитражный управл€ющий за утрату имущества должника?
¬ своей практике мы нередко сталкиваемс€ с ситуаци€ми, когда...
„итать полностью
«а€вка на консультацию
ѕодписатьс€ на рассылку по e-mail