Аналитика

Каким может быть фирменное наименование вашей фирмы ?

21 июл 2016
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

название.jpgСоздавая организацию одна из первых задач, которую следует решить – это определиться с ее фирменным наименованием. На первый взгляд поиск такового – профессиональная работа маркетолога, однако, не стоит исключать юридическую составляющую вопроса.

Коммерческая организация вправе использовать в совокупности не более 6 фирменных наименований: 1 полное и 1 сокращенное наименование на русском языке, языке народов РФ, иностранном языке (одно полное и одно сокращенное фирменное наименование на русском языке обязательно). Фирменное наименование состоит из двух обязательных частей: организационно-правовая форма и сама формулировка названия. При этом, формулировка названия не должна указывать лишь на характер деятельности, например, некорректной будет следующая формулировка, например, при регистрации ООО: ООО «Строительная компания». Обязательное включение в наименование указания на вид деятельности – это случаи, когда фирма ведет специализированную деятельность, например, банковскую, аудиторскую, однако и в этом случае произвольная часть наименования должна быть включена.

В случае, если создаваемая организация - АО, соответствующая признакам публичности, то действует требование об обязательном включении в наименование слова «публичное». Может сложиться и обратная ситуация, когда включение в название фирмы указания на вид деятельности, который организация не вправе осуществлять может образовать состав административного правонарушения. Так, прокуратура Центрального района г. Воронежа установила факт незаконного использования в названии ООО слов «микрофинансовая организация» и сочетания букв «МФО», тогда, когда фирма не имела статуса микрофинансовой организации, в данном случае ответственность наступает по ст. 15.26.1 КоАП РФ, санкция статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере до 50 тыс. рублей, на ЮЛ – до 300 тыс. рублей.

Ряд слов организация ни при каких обстоятельствах не вправе использовать в собственном наименовании, а именно, официальные наименования иностранных государств, органов государственной власти РФ, общественных объединений, а также обозначений, которые противоречат принципам гуманности и морали. Нередко возникают судебные споры между налоговыми органами и компаниями, связанные со включением производных от официальных названий иностранных государств в наименования организаций, например, по результату рассмотрения спора между ООО «СИАЛАВТОФРАНЦ» и МИФНС России № 23 по Краснодарскому краю о понуждению к изменению наименования ООО, вынесено Постановление Суда по интеллектуальным правам от 14.03.2016 N С01-99/2016 по делу N А33-10670/2015. В результате, в иске МИФНС отказано, так как Общероссийский классификатор стран мира, в котором содержатся полные и краткие наименования государств, Франция - это краткое наименование страны Французская Республика, соответственно, наименование ответчика не содержит ни полного, ни сокращенного наименования страны Французская Республика, поэтому не является производным.

Что касается включения в название фирмы наименования РФ или Россия, то такое возможно, если имеется соответствующее разрешение уполномоченных органов.

Итак, правовое значение фирменного наименования организации, выражается в следующем: фирменное наименование – это средство индивидуализации, на которое, соответственно, распространяются нормы о правовой охране. Следует обратить внимание, что исключительное право на него возникает со дня гос. регистрации ЮЛ и прекращается в связи с прекращением осуществления деятельности юридического лица либо изменением его наименования. Таким образом, не допускается вновь создаваемой фирме использовать в своем названии наименование другой организации или использовать сходное до степени смешения название, сведения о котором уже имеются в ЕГРЮЛ, если организации осуществляют аналогичную коммерческую деятельность в пределах одной территории. В случае, если все же возникла спорная ситуация, вызванная не соблюдением данных правил, то нарушитель по требованию обладателя фирменного наименования должен либо в дальнейшем не использовать его фирменное наименование либо должен изменить свое наименование, а также должен возместить возникшие причиненные убытки.

Таким образом, формулирование фирменного наименования компании согласно требованиям законодательства – это один из первых вопросов, о котором нужно позаботиться, чтобы не стать участником споров и разбирательств, которые влекут различного рода затраты.
Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*