јналитика
ќбратите внимание, материал старше 2-х лет. јктуальность выводов уточн€йте у автора

 луб 4 но€бр€: ¬ ¬оронеже обсудили проблемы общественной экспертизы

21 ћар 2013

¬ дискуссии на тему Ђѕроблемы и перспективы использовани€ общественной экспертизы в законотворческой практикеї прин€ли участие представители органов власти, профессионального юридического сообщества, общественных организаций, —ћ», ученые, социологи и эксперты.

¬едущий круглого стола - руководитель ¬оронежского отделени€  луба Ђ4 но€бр€ї —танислав ¬алежников, обозначил круг вопросов дл€ обсуждени€. ѕо его словам, в последнее врем€ институты Ђобщественной экспертизыї, Ђобщественной инициативыї и Ђобщественного контрол€ї попали в число важнейших государственных приоритетов. ќни способны существенно повысить качество законов и иных нормативных актов, а также ответственность лиц, которые их принимают. Ќо сегодн€ основные участники общественной экспертизы (палаты, советы и т.п.) формируютс€ по принципу Ђсверхуї. ƒл€ них государство создает особые услови€, одновременно ограничива€ независимых субъектов общественного контрол€. ѕо мнению —танислава ¬алежникова, создание институтов гражданского общества Ђсверхуї может привести к их формализации и профанации сути общественной де€тельности.

–уководитель аппарата ¬оронежского регионального отделени€ ассоциации юристов –оссии јлексей ≈фремов среди ныне действующих Ђот властиї институтов экспертизы законопроектов назвал антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействи€, дл€ которых разработан р€д четких юридических и экономических методов. ¬ отличие от них институт общественной экспертизы не достаточно формализован, его ключевой проблемой €вл€етс€ отсутствие методологии. јлексей ≈фремов рассказал об опыте взаимодействи€ регионального отделени€ ассоциации юристов с управлением ћинюста –‘ по ¬оронежской области. ѕо его словам, антикоррупционна€ экспертиза нормативных правовых актов - эффективный и работающий инструмент, который €вл€етс€ важной частью общественной экспертизы. ќднако существует проблема с инициативой как граждан, так и общественных организаций. ¬ ћинистерстве юстиции –оссии в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность, аккредитовано менее 1,5 тыс. физических лиц и 265 юридических лиц. Ќапример, в ¬оронежской области аккредитацию получили всего лишь 17 человек и региональное отделение ассоциации юристов –оссии.

ќ реализации проекта Ђќткрытый регионї рассказал координатор »нститута социально-экономической модернизации по ¬оронежской области ¬€чеслав «авалин. ќсновна€ цель проекта - сделать власть на местах доступной и пон€тной дл€ гражданина. ѕримечательно, что ¬оронежска€ область не вошла в число 17-ти пилотных регионов, однако присоединилась к реализации проекта по инициативе Ђснизуї, исход€щей от трех некоммерческих организаций. ¬€чеслав «авалин описал каждую из программ по внедрению открытости государственного управлени€: Ђоткрытое ∆ ’ї, Ђоткрытый бюджетї, Ђоткрытый парламентї. –ассказал об интернет-проектах Ђ¬ласть-бизнес –‘ї, Ђ”битые дороги ¬оронежаї, а также о де€тельности ‘онда развити€ электронной демократии.

ѕо мнению председател€ комитета по делам инвалидов Ѕольшого совета Ќ ќ ¬оронежской области —ерге€ ѕодболотова, в регионе есть опыт общественной экспертизы законопроектов. “ак благодар€ нашей работе были внесены важные поправки в областные законы Ђќ защите материнства и детстваї, Ђќ ветеранах трудаї, Ђќ пчеловодствеї и др. ѕри этом эксперт посетовал на то, что воронежска€ областна€ ƒума спешит прин€ть законопроекты в двух чтени€х, ограничива€ тем самым возможности дл€ проведени€ их общественной экспертизы.  роме того в регионе отсутствуют механизмы общественного обсуждени€ бюджета, а материалы областной ƒумы публикуютс€ в интернете не в полном объеме и недостаточно оперативно. ѕо данным —ерге€ ѕодболотова, в ¬оронежской области активно работают около 10 % из восьми тыс€ч зарегистрированных неправительственных организаций. ƒл€ вы€влени€ и продвижени€ общественных инициатив в регионе создаетс€ Ѕольшой совет социально ориентированных Ќ ќ. “акже —ергей ѕодболотов подн€л вопрос о профессионализме общественной экспертизы и упом€нул об идее создани€ ресурсного центра дл€ некоммерческих организаций.
¬ продолжение темы директор ¬оронежского филиала –јЌ’и√— ≈вгений ѕодвальный рассказал о том, что академи€ проводит обучение сотрудников Ќ ќ за счет средств федерального бюджета, поскольку правительство –оссии заинтересовано в подготовке общественных организаций к работе, в том числе и с органами власти.

Ќачальник отдела социально-политических проектов управлени€ региональной политики правительства ¬оронежской области јлександр ’олод считает, что в наше врем€ экспертизу понимают не только как сравнение с образцом, но и как сравнение с представлени€ми или идеальным образом. “ак по€вл€ютс€ новые субъекты экспертизы - граждане в широком смысле этого слова, и становитс€ возможным краудсорсинг. ќднако, как считает јлександр ’олодов, экспертного сообщества в регионе, скорее, нет.

”полномоченный по правам человека в ¬оронежской области, зав. кафедрой конституционного права –оссии и зарубежных стран юридического факультета ¬√”, д.ю.н. “ать€на «ражевска€ обратила внимание на пункт 10 правил рассмотрени€ общественных инициатив, утвержденных ”казом ѕрезидента –‘ от 4 марта 2013 года, в котором говоритс€ об экспертизе, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан. ѕо мнению “ать€ны «ражевской, современное российское законодательство имеет пробелы именно с точки зрени€ интересов граждан. »ллюстриру€ это утверждение, уполномоченный по правам человека в ¬оронежской области привела примеры поступающих к ней за€влений и предложила на основе их анализа формировать законодательные инициативы. ƒл€ повышени€ эффективности законотворческой де€тельности “ать€на «ражевска€ считает необходимым вернутьс€ к практике создани€ депутатских групп, в которые вход€т народные избранники разных уровней. — ее точки зрени€, общественна€ экспертиза законопроектов - это профессиональный анализ, опирающийс€ на мнение общественности.

»сполнительный директор института общественного мнени€ Ђ валитасї јлександр –оманович рассуждал об участии общественности в законотворческой де€тельности как способе предотвращени€ неконструктивных форм гражданского протеста. ѕродолжа€ подн€тую социологом тему, политтехнолог јлександр  осырев высказал мнение о том, что благодар€ развитию интернет-технологий, систем коммуникации и по€влению социальных медиа экспертиза законопроектов способна сн€ть напр€жение в обществе.
ƒоцент факультета международных отношений ¬√”, к.э.н. ƒмитрий Ћомсадзе убежден: необходимость формировани€ новых институтов, в частности, общественной экспертизы законопроектов, возникла в св€зи с тем, что процессы модернизации требуют поддержки Ђснизуї.

Ћомсадзе также подн€л вопрос о критери€х, позвол€ющих судить о качестве экспертного мнени€.

Ќачальник ”правлени€ ћинистерства юстиции –‘ по ¬оронежской области ¬ладимир ќрлов считает, что одна из главных проблем заключаетс€ в том, что на федеральном уровне нет правовой базы дл€ проведени€ общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, не закреплено даже само пон€тие Ђобщественна€ экспертизаї. ¬ладимир ќрлов считает, что нельз€ принимать во внимание бытовое мнение о законопроекте - заключение должно быть либо профессиональным, либо декларативным. ƒл€ решени€ вопроса о качестве экспертов он предложил использование механизма аккредитации. ѕо его мнению, необходимо предусмотреть инициативный пор€док проведени€ общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов. —ейчас в ¬оронежской области существуют только два субъекта общественной экспертизы: общественна€ палата и торгово-промышленна€ палата. ќднако даже дл€ их заключени€ отводитс€ всего лишь 15 дней. ѕрактика показывает, что за это врем€ можно провести только организационную работу, создать экспертный совет и т.п. –ассужда€ о том, чем привлечь людей к участию в общественной экспертизе, ¬ладимир ќрлов предложил, в частности, признавать наиболее активные в этой сфере некоммерческие организации социально значимыми и включать их в программу господдержки Ќ ќ.

¬ дискуссию с ним вступил директор по корпоративному развитию промышленной группы Ђ—одействиеї ћаксим —ин€ков, убежденный в том, что весь смысл общественной экспертизы заключаетс€ в инициативе ее участников. Ќапример, воронежский бизнес, заинтересованный в качественном законодательстве, активно использует существующие инструменты общественной экспертизы, контактиру€ дл€ этого с торгово-промышленной палатой.

ƒиректор воронежского »нститута регионального законодательства Ќаталь€ Ѕел€ева уверена в том, что общественна€ экспертиза на этапе разработки нормативных правовых актов позволит создать более качественный продукт. Ётот инструмент важен дл€ того, чтобы не возникало необходимости исправл€ть уже прин€тые законы.

ѕредседатель комиссии по молодежной политике и военно-патриотическому воспитанию общественной палаты ¬оронежской области јндрей ѕодковыров рассказал о реализации проекта Ђћониторинг правоприменени€ї в регионе. —реди его проблемных моментов назвал отсутствие необходимых методических навыков у членов общественной палаты, а также обратной св€зи по итогам экспертизы, в частности, информации о том, учтены ли замечани€ и предложени€.

«аведующий кафедрой государственной и муниципальной службы и кадровой политики ¬оронежского филиала –јЌ’и√— јлександр —оломахин считает, что общественной экспертизе подлежат не все предметные области. Ќапример, с точки зрени€ экономики общественное мнение зачастую неприемлемо. Ёкспертиза - это серьезна€ работа, котора€ требует немало времени и компетенций и, как правило, не оплачиваетс€.  ак показывает практика, воронежцы пассивно относ€тс€ к возможности проанализировать законопроект и высказать его разработчикам замечани€ по существу. јлександр —оломахин также обозначил проблему с определением статуса эксперта, обусловленную отсутствием соответствующей правовой базы.

–уководитель ¬оронежского отделени€  луба Ђ4 но€бр€ї —танислав ¬алежников назвал одним из важнейших результатов круглого стола установление новых деловых контактов между его участниками, а также предложил продолжить конструктивное взаимодействие и после заседани€.

"¬ыход из договорных отношений из-за COVID-19"
11 »юн€ 2020
10.00 (ћ— )

Ѕесплатный вебинар

онлайн-конференци€
" ак остатьс€ на плаву: новые стратегии дл€ бизнеса"
„итать полностью
 омисси€ за сомнительные банковские операции
  • „то такое сомнительна€ операци€?
  • «аконен ли заградительный тариф? 
  •  ак избежать потерь? 
»ндексаци€ заработной платы:
разбираемс€ в нюансах.
Ќедавно к нам обратилс€ предприниматель...
„итать полностью
«а€вка на консультацию
ѕодписатьс€ на рассылку по e-mail
* укажите ¬ашу электронную почту и получите все материалы по теме