Маркетплейс и Интернет-магазин как информационный посредник – кто отвечает за нарушение исключительных прав?
Когда-то Интернет воспринимался большинством как способ получать новости или развлекательный контент. Но с развитием онлайн-торговли «сеть» стала важнейшим инструментом бизнеса, поэтому вопрос защиты исключительных прав в ней как никогда актуален. Всякого рода маркетплейсы, агрегаторы и прочие «уберы» вошли в нашу жизнь и влияют на экономику не меньше нефтяных гигантов. Эти площадки закон считает информационным посредником. Но на них постоянно появляются контрафактные товары, нелицензированные услуги, происходят другие нарушения интеллектуальных прав, а при выставлении претензий всё ограничивается ссылкой на пользовательское соглашение. Так можно ли привлечь информационного посредника к ответственности или шансы на это ничтожно малы? Давайте разбираться...
Маркетплейсы и Интернет-магазины - это информационные посредники?
Закон определяет информационного посредника через виды деятельности. Всего их 3, но к маркетплейсам (и Интернет-магазинам) относятся только два. Так, маркетплейс будет являться информационным посредником, если он соответствует хотя бы одному из критериев:
- предоставляет возможность размещения материала в сети Интернет;
- предоставляет возможность доступа к материалу или информации для его получения.
Для наглядности возьмем популярный маркетплейс Ozon. Почему он является информационным посредником? Для продавцов маркетплейс предоставляет возможность размещать информацию о товарах в сети Интернет, а для потенциальных покупателей – возможность получать доступ к информации о товаре.
Применительно к маркетплейсам ответственным лицом будет владелец сайта, на котором размещаются сведения о товарах. Пока не доказано иное, считается, что владельцем сайта является администратор доменного имени. Сведения о нем могут быть получены через сервис
В чем особенности ответственности маркетплейсов и Интернет-магазинов?
Так как маркетплейс является информационным посредником, он отвечает за нарушение исключительных прав при наличии вины, кроме случаев одновременного соблюдения следующих условий (п. 3 ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ):
-
он не знал и не должен был знать о том, что использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации является неправомерным;
-
если правообладатель направил ему заявление о нарушении интеллектуальных прав, маркетплейс своевременно принял необходимые меры для прекращения нарушения.
Во всех остальных случаях маркетплейс может нести ответственность за нарушение исключительных прав.
Некоторые Интернет-магазины позволяют вносить изменения в продаваемые товары. Например, выбирать предлагаемую продукцию и наносить на нее изображение, которое выберет покупатель. В таком случае Интернет-магазин не всегда может быть информационным посредником, поэтому отвечать он будет как полноценный нарушитель.
Кроме того, одно и то же лицо может быть как информационным посредником, так и не являться им. Например, если маркетплейс одновременно позволяет третьим лицам реализовывать товары через свой сайт, а товары являются контрафактными, то маркетплейс будет являться информационным посредником и не понесет ответственности. Но если для привлечения на свой сайт покупателей маркетплейс размещает чужие товарные знаки, то статуса информационного посредника в этих отношениях он иметь не будет.
Какие требования и как можно предъявлять к маркетплейсам?
Закон предоставляет возможность правообладателям в случае нарушения интеллектуальных прав обращаться к маркетплейсам как к информационным посредникам и требовать защиты прав, не связанных с мерами ответственности. Например, маркетплейс в случае обращения к нему правообладателя обязан удалить информацию, нарушающую исключительные права или ограничить доступ к ней.
Так как от реакции информационного посредника зависит, будет ли он нести ответственность, маркетплейсы должны предоставить удобную возможность третьим лицам обращаться с требованиями о нарушении исключительных прав. Это может быть реализовано с помощью публикации соответствующего текста с адресом для приема претензий или созданием специальной формы обратной связи. Для правообладателей ключевым моментом становится фиксация обращения к маркетплейсу с требованием прекратить нарушение исключительных прав. В дальнейшем это позволит одержать победу в споре, если добровольно требование удовлетворено не будет.
Выделим главное:
- Маркетплейсы и Интернет-магазины чаще всего являются информационными посредниками.
- Ответственность маркетплейсов и Интернет-магазинов наступает, когда они самостоятельно нарушили интеллектуальные права и прямо или косвенно извлекали из этого прибыль.
- Если информационный посредник устранил нарушение интеллектуальных прав, он не несет ответственности, поэтому для правообладателя обязательно фиксировать факт обращения к информационному посреднику, а информационному посреднику реагировать на требование.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.