Аналитика

Можно ли защититься от штрафа за нарушение правил движения тяжеловесного транспорта?

16 Окт 2017
truck-2755172__340.jpg

Законодатель в последние годы серьезно ухудшил положение автоперевозчиков, в том числе это коснулось штрафов за превышение предельной массы транспортных средств, нагрузки на ось или допустимых габаритов. За простое превышение нагрузки может грозить штраф до 500 тысяч рублей - для перевозчика, до 400 тысяч рублей – для грузоотправителя.

Такой размер штрафов скорее характерен для уголовного закона, чем для административной ответственности. Замысел законодателя понятен: путем пресекательных санкций остановить бесконтрольный провоз грузов по федеральным трассам. Но что делать перевозчикам и грузоотправителям? Конструктивные возможности автомобилей, как правило, позволяют погрузить больше, чем требует закон. Лишние затраты на перевозку повышают себестоимость и делают товар неконкурентоспособным. Многие грузоотправители вынуждены «ходить по лезвию ножа»: удерживать бюджет на перевозку на прежних уровнях, и надеяться на то, что удастся обойтись без штрафа. Ситуация ненормальная, и мы проанализировали судебную практику, дабы дать представление о том, как выходить из положения.

1. Кого привлекать к ответственности не вправе?

Важно знать, что оштрафовать по статье 12.21.1 КоАП РФ могут только автомобиль с допустимой общей массой транспортного средства более 18 тонн. Это следует из пункта 5 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

2. Кого привлекают к ответственности за разовое нарушение?

При выявлении одного нарушения к ответственности одновременно привлекают:

- водителя (штраф от 1 до 10 тысяч рублей и/или лишение права управления ТС от 2 до 6 месяцев на основании п. 1-7 ст. 12.21.1 КоАП РФ);
- перевозчика (штраф от 50 до 500 тысяч рублей на основании п. 1-7 ст. 12.21.1 КоАП РФ;
- лицо, ответственное за погрузку (штраф от 250 до 400 тысяч рублей на основании п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ).

Если нарушение зафиксировано при помощи автоматических средств (видео, фото и пр.), к ответственности привлекается собственник ТС. В этом случае штраф составит от 150 до 500 тысяч рублей.

Мерой обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1-6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, выступает задержание транспортного средства до момента устранения причины привлечения к ответственности (превышение массы, нагрузки на ось, габаритов). Таким образом, чтобы продолжить перевозку, груз нужно будет частично перегрузить на другой автомобиль.

3. Подведомственность

Довольно распространенная ошибка – предприниматели считают, что подобный спор должен рассматриваться в арбитражном суде, т.к. имеет место особый субъектный состав, но это неверно. С 2013 года в правила подведомственности споров, вытекающих из административных правоотношений, внесены изменения. При оспаривании следует обращаться в суды общей юрисдикции по месту совершения административного правонарушения.

Местом совершения административного правонарушения считается:

- в отношении перевозчика – место задержания транспортного средства и составления административного протокола;
- в отношении лица, осуществившего погрузку груза в транспортное средство – место погрузки.

Постановления о привлечении к административной ответственности по статье 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) выносят:

- судьи;
- орган государственной власти, осуществляющий транспортный надзор;
- военная автомобильная инспекция;
- таможенные органы (в части международных перевозок).

Таким образом, при выявлении нарушения на территории РФ постановление будет вынесено органами государственного автодорожного надзора (должностными лицами УГАДН по субъекту РФ, на территории которого совершено нарушение).

4. Как снизить штраф или исключить ответственность?

В части ответственности лица, управляющего транспортным средством, что-то придумать очень сложно – водитель будет оштрафован, но при наличии исключительных личных обстоятельств (долги по кредитам/займам, иждивенцы, инвалидность, иные причины, подтверждающие тяжелое материальное положение и др.) можно добиться снижения размера штрафа ниже низшего предела (на основании п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Перевозчик устанавливается на основании свидетельства о праве собственности на транспортное средство и/или на основании договора аренды ТС/ договора фрахтования и др. 

Представителю перевозчика (водителю или иному лицу) целесообразно заявлять о своих претензиях в части соблюдения процессуальных норм привлечения к ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ уже в момент остановки и взвешивания автомобиля. На возникшие «на месте» нарушения следует указать в протоколе об административном правонарушении и в акте взвешивания.

Лицо, осуществившее погрузку груза в ТС, устанавливается на основании товаросопроводительных документов (транспортная накладная или товарно-транспортная накладная). По умолчанию таким лицом считается грузоотправитель, но последний вправе представить документы, подтверждающие факт того, что погрузка осуществлена другим лицом (например, специализированной организацией, оказывающей услуги по погрузке товара, хранению товара на складе и его погрузке и др.). Соответствующая судебная практика поддерживает грузоотправителей, но только при условии, что доказательства осуществления погрузки иным лицом были представлены при вынесении постановления по делу (смотри, например, решение Прокопьевского районного суда Кемеровской области от 12 июля 2017 г. по делу № 12-100/2017; решение Навашинского районного суда Нижегородской области от 3 июля 2017 г. по делу № 12-226/2017 и др.).

При фиксации нарушения при помощи средств, работающих в автоматическом режиме, и привлечении к ответственности собственника ТС, последний может ссылаться на заключение договора аренды ТС с иным лицом, однако суды в таких случаях требуют предоставления объективных и достаточных доказательств реального исполнения данного договора (см. решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 19 июля 2017 г. по делу № 12-361/2017 и др.).

Помимо сказанного, во всех случаях применимо положение п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ об уплате 50% административного штрафа в течение двадцати дней после вынесения постановления (в части ответственности перевозчика и лица, осуществившего погрузку, это удобно, т.к. постановление будет вынесено сотрудником автодорожного надзора после рассмотрения всех доказательств).

Наказание за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства очень серьезное, но его можно минимизировать, если готовиться к неприятностям заблаговременно и при правовой поддержке юристов. В случае уже зафиксированного факта перегруза можно лишь говорить о снижении административного штрафа, который будет вынужден оплатить правонарушитель.



Изменение налоговым органом квалификации сделок налогоплательщика и его последствия
06 Июня 2019
10.00 (МСК)

Бесплатный вебинар

Четыре факта о премиях.
И лучше их не игнорировать
Как выплатить премию правильно?
Читать полностью
Проблемы и вопросы оспаривания неравноценных сделок
  • Что такое неравноценная сделка?
  • Как не попасть в "период подозрительности"?
  • Чем неравноценная сделка отличается от рыночной?
Заявка на бесплатную консультацию
Подписаться на рассылку по e-mail