јналитика

Ќаличные расчеты. ѕрименение кассовой техники

27 јпр 2017
ruble-1972567__340.jpg

1. Ќаличный взаиморасчЄт. „то разрешено и запрещено в расчетах наличными между хоз€йствующими субъектами

ќсуществление наличных расчетов производитс€ с соблюдением требований валютного законодательства –‘, в соответствии с ”казани€ми Ѕанка –оссии от 07.10.2013 N 3073-” "ќб осуществлении наличных расчетов" (ƒалее ”казани€). ”казани€ закрепл€ют, что наличные расчеты осуществл€ютс€ с соблюдением предельного размера, установленного п.6.  —огласно п.6 наличные расчеты в валюте –оссийской ‘едерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производитьс€ в размере, не превышающем 100 тыс€ч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тыс€чам рублей по официальному курсу Ѕанка –оссии на дату проведени€ наличных расчетов.

“аким образом, расчЄты между юридическими лицами, юридическими лицами и »ѕ могут осуществл€тьс€ наличными денежными средствами, если сумма расчета не превышает 100 тыс€ч рублей по одному договору. ѕри этом обращаем особое внимание, что срок договора, периодичность платежей и их количество не имеют первостепенного значени€, важно, что обща€ сумма переданных по договору денежных средств не должна превышать 100 тыс€ч рублей. —огласно ст.15.1  ојѕ –‘ за осуществление расчетов сверх установленных лимитов предусмотрена ответственность в виде административного штрафа до 50 тыс€ч рублей. 

¬ свою очередь, расчеты с физическими лицами, согласно п.5 ”казаний, осуществл€ютс€ без ограничени€ суммы.

2.  ак принимать наличные денежные средства и оформл€ть такое получение 

ѕри получении денежных средств в расчетах между юридическими лицами следует обратить внимание на разъ€снени€ налоговых органов. ¬ письме ‘Ќ— ћосквы N 22-12/44690 от 22.06.2005 года указано, что при расчетах между организаци€ми на сумму полученных наличных денежных средств в об€зательном пор€дке пробиваетс€ кассовый чек и выписываетс€ приходный кассовый ордер. ƒанна€ позици€ поддержана в письме N 17-15/38757 от 20 апрел€ 2011 г.. Ќалоговики основывают свои выводы на том, что ‘едеральный закон от 22.05.2003 N 54-‘« "ќ применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" требует об€зательной выдачи кассового чека, а ”казание є 3210-” - оформлени€ приходного кассового ордера. ќтметим, что в данных ѕисьмах налогова€ служба ссылаетс€ на ѕор€док ведени€ кассовых операций в –оссийской ‘едерации, утвержденный –ешением —овета директоров Ѕанка –оссии от 22 сент€бр€ 1993 г. N 40, который на сегодн€шний день недействителен; вместе с тем данна€ норма в ”казании N 3210-” оставлена без изменений, только сформулирована иначе. —ледовательно, обе эти об€занности должны быть выполнены. 

„то касаетс€ оформлени€ получени€ денежных средств от физических лиц, то, согласно ч.1 ст.1.2 указанного выше ‘« є54, контрольно-кассова€ техника примен€етс€ на территории –‘ в об€зательном пор€дке всеми организаци€ми и индивидуальными предпринимател€ми при осуществлении ими расчетов. ѕри этом в ст.2 указано, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей де€тельности либо особенностей своего местонахождени€ могут производить наличные денежные расчеты  без применени€ контрольно-кассовой техники. 

“аким образом, если ваша де€тельность не подпадает под исключени€, и вы не находитесь в отдаленной или труднодоступной местности, применение контрольно-кассовой техники об€зательно. ќднако до 01 июл€ 2018 года в случае выполнени€ работ либо оказани€ услуг населению, т.е. при осуществлении де€тельности, не св€занной с реализацией товаров, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе не примен€ть контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (Ѕ—ќ). “ака€ возможность закреплена в п.8 ст.7 «акона N 290-‘« Уќ внесении изменений в ‘едеральный закон "ќ применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации". Ќа указанную норму ссылаетс€ ‘Ќ— в своем письме от 25.10.2016 є≈ƒ-4-20/20179.

3. „то такое Ѕ—ќ и как они оформл€ютс€

ѕостановлением ѕравительства –‘ от 06.05.2008 N 359 утверждено ѕоложение об осуществлении наличных денежных расчетов, согласно которому можно использовать в качестве Ѕланков строгой отчетности самосто€тельно разработанный документ, в котором должны содержатьс€ об€зательные реквизиты. “ак, согласно п.3 указанного выше положени€, Ѕ—ќ должно содержать следующее:

- наименование бланка строгой отчетности, например Ђ витанци€ на оплату юридических услугї;
- шестизначный номер и серию Ѕ—ќ;
- наименование и организационно-правовую форму организации;
- »ЌЌ и место нахождени€ организации;
- вид и стоимость услуги;
- размер оплаты, в подтверждение которой выдан Ѕ—ќ;
- дату оплаты и дату составлени€ Ѕ—ќ, которые должны совпадать;
- ‘»ќ и должность лица, прин€вшего деньги и выдавшего Ѕ—ќ, его подпись;
- печать организации (при ее наличии).

»спользуемый Ѕланк строгой отчетности должен иметь отрывную часть либо позвол€ть при его оформлении получать копию Ѕ—ќ (типа копирки).  

«аконодатель не запрещает при разработке своего бланка брать за основу форму Ѕ—ќ, утвержденную ћинистерством финансов дл€ бюджетных учреждений. 

Ќесмотр€ на то что Ѕ—ќ можно разработать самим, изготавливать его надлежит типографским способом, при этом Ѕ—ќ должен содержать наименование, адрес и »ЌЌ типографии, а также номер заказа, год его выполнени€ и тираж Ѕ—ќ.

”казанное выше ѕоложение предписывает особые услови€ хранени€ и использовани€ Ѕ—ќ. Ќапример, согласно п.16 ѕоложени€, Ѕ—ќ должны хранитьс€ в сейфе или в специальном помещении организации, позвол€ющем обеспечить их сохранность. ј п.14 предписывает назначать ответственного за хранение Ѕ—ќ. ѕомимо изложенного, п.19 ѕоложени€ предписывает хранить копии выданных Ѕ—ќ (отрывные части), а также испорченные бланки Ѕ—ќ не менее 5 лет.


4. ќтветственность за нарушение кассовой дисциплины

ѕод кассовой дисциплиной  следует понимать соблюдение  законодательно установленных правил осуществлени€ наличных денежных расчетов. ќтветственность за нарушение правил расчетов и хранени€ документов предусмотрена  одексом об административных правонарушени€х. 

“ак, ч.2 ст.14.5  ојѕ –‘ предусматривает ответственность за неприменение   “, когда необходимость такого применени€ установлена законодательством. ƒругими словами, в случае если вы, при осуществлении расчетов с физическим лицом не применили   “ либо не выдали Ѕ—ќ, то вам грозит штраф, максимальный размер которого может доходить до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств без применени€ контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тыс€ч рублей.  ќбращаем внимание, что согласно ст. 4.5.  ојѕ –‘, срок привлечени€ к административной ответственности составл€ет 2 мес€ца со дн€ совершени€ правонарушени€.  “.е. если контролирующие органы не вы€вили правонарушени€ в течение двух мес€цев, то они не смогут привлечь вас к ответственности. ќднако не стоит наде€тьс€, что ваш клиент, не получивший чек или Ѕ—ќ, не обратитс€ в ‘Ќ— и не за€вит о совершенном вами правонарушении. ј это приведет к проверке и, как следствие, вы€вит факты нарушени€ кассовой дисциплины.



"¬ыход из договорных отношений из-за COVID-19"
11 »юн€ 2020
10.00 (ћ— )

Ѕесплатный вебинар

онлайн-конференци€
" ак остатьс€ на плаву: новые стратегии дл€ бизнеса"
„итать полностью
 омисси€ за сомнительные банковские операции
  • „то такое сомнительна€ операци€?
  • «аконен ли заградительный тариф? 
  •  ак избежать потерь? 
 то виноват? » что делать?
Ќесут ли ответственность судебный пристав и арбитражный управл€ющий за утрату имущества должника?
¬ своей практике мы нередко сталкиваемс€ с ситуаци€ми, когда...
„итать полностью
«а€вка на консультацию
ѕодписатьс€ на рассылку по e-mail