Аналитика

Обеспечительные меры при налоговых проверках – как защититься?

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
13 янв 2022

Любой предприниматель знает, что налоговая обладает правом приостановить операции по счетам. Но есть и ряд других мер ( т.н. «обеспечительные меры»), которые в случае наличия задолженности по налогам вправе принять налоговые инспекторы. Давайте разберемся с тем, как сегодня накладываются обеспечительные меры, а также с грядущими изменениями в законодательстве.

Когда применяются обеспечительные меры?

Обеспечительные меры в своей сущности сводятся к обеспечению сохранения активов должника по налогам в целях реального исполнения решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов. Такие меры могут быть приняты руководителем (или его заместителем) налогового органа при соблюдении следующих условий:
  • вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и взыскания.

Всегда ли права налоговая?

Закон не расшифровывает критерий достаточности оснований для принятия мер, оставляя его на усмотрение налогового органа. Это влечет возникновение споров с налогоплательщиками, которые нередко разрешаются в пользу последних.

Например, в победных для налогоплательщиков делах по оспариванию решений налоговой они использовали такие аргументы для доказывания недостаточности оснований принятия обеспечительных мер:
  • инспекция не проанализировала показатели дебиторской задолженности;
  • не запрашивались данные о наличии запасов, о нераспределенной прибыли, не был проведен анализ отчетных данных за год, предшествующий вынесению решения;
  • инспекция не представила доказательства попытки сокрытия активов, умышленного ухудшения финансового состояния с целью неисполнения решения. Не была доказана связь между значительностью суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов с затруднительностью или невозможностью последующего исполнения решения о привлечении к ответственности,
  • факт доначисления налогов, пени, штрафов на значительную сумму не является доказательством невозможности исполнения обществом впоследствии решения налогового органа. Налоговый орган не привел доказательств того, что налогоплательщик пытается реализовать имущество, перевести деятельности на иное лицо,
  • непредставление документов и пояснений по требованию налогового органа в ходе проверки, а также уклонение от явки в налоговый орган не может являться доказательством невозможности исполнения решения. Реализация налогоплательщиком имущества после начала проведения налоговой проверки является обычной хозяйственной деятельностью предпринимателя и не свидетельствует о невозможности исполнения предпринимателем впоследствии решения налогового органа или намерении налогоплательщика уклониться от его исполнения.

    В то же время налоговые органы смогли доказать свою правоту при вынесении решения о принятии обеспечительных мер, ссылаясь на следующие факты:

  • отсутствие в собственности налогоплательщика имущества, за счет которого может быть обеспечено взыскание доначисленных сумм, наличие значительной суммы доначисленных платежей, отчуждение налогоплательщиком транспортных средств, недобросовестность налогоплательщика (применение схемы ухода от налогообложения, минимизация налоговых обязательств), снижение выручки,
  • деление бизнеса с использованием взаимозависимых организаций и применение налоговых вычетов по документам, оформленным от имени недобросовестных контрагентов, значительный размер доначисленных налогов, пеней и штрафа, уменьшение стоимости основных средств и увеличение кредиторской задолженности.

  • Как видим, позиции судов по этому вопросу неоднозначны и панацеи от обеспечительных мер не существует. Впрочем, шансы оспорить их назначение имеются.

Какие меры могут быть приняты?

Налоговый орган вправе принять решение о наложении следующих обеспечительных мер:

  1. запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа (при этом запрет производится последовательно: сначала на недвижимое имущество, затем на транспортные средства, ценные бумаги, после – на иное имущество, готовую продукцию),
  2. приостановление операций по счетам в банке – может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если стоимость имущества меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов.
То есть меры применяются последовательно – приостановление операций по счетам возможно только после выяснения вопроса о наличии или отсутствии у налогоплательщика имущества, на которое может быть наложен запрет на отчуждение. В то же время должно соблюдаться еще одно условие – стоимость такого имущества должна быть меньше суммы задолженности по налогам.

По просьбе налогоплательщика орган вправе заменить эти меры на иные, среди них:

  1. предоставление банковской гарантии с подтверждением того, что банк оплатит соответствующую сумму
  2. залог ценных бумаг или имущества
  3. поручительство третьего лица.

Какие изменения ждут бизнес?

Описанные выше обеспечительные меры не всегда эффективны, поскольку позволяют должнику еще в начале налоговой проверки продать имущество и вывести активы, в связи с чем в конце декабря 2021 г. в Госдуму был внесен законопроект, направленный на борьбу с таким сокрытием имущества. Законопроект предлагает введение предварительных обеспечительных мер, которые могут коснуться всех, в отношении кого проводятся налоговые проверки. Скорее всего, законопроект будет принят, поэтому ознакомиться с изменениями стоит уже сейчас. Итак, какие изменения готовятся?

  1. Предлагается предоставить налоговикам право на наложение предварительных обеспечительных мер на имущество не после принятия решения о привлечении к ответственности, как это действует сейчас, а после составления акта камеральной проверки или после вынесения решения о проведении выездной проверки.
  2. Информация о принятых в отношении юрлиц и ИП предварительных обеспечительных мерах будет заноситься в публичный реестр для возможности проверки контрагентов.
  3. Стоимость имущества, в отношении которого будут приняты меры, не может превышать сумму налогов, неуплата которых установлена. В то же время стоимость имущества, на которое могут быть наложены меры, не может превышать отклонение от среднеотраслевой налоговой нагрузки. Отклонение посчитают путем разницы между среднеотраслевой нагрузкой и уплаченной за проверяемый период суммой налога.
  4. Запрет на отчуждение имущества будет вводиться последовательно: недвижимое имущество->транспортные средства, предметы дизайна служебных помещений->иное имущество->ценные бумаги.
  5. Предварительные меры не коснутся ряда налогоплательщиков: например, тех, чье отклонение от среднеотраслевой нагрузки не превышает 10 % от совокупной суммы налогов, уплаченных за проверяемый период, либо не превышает 3 млн рублей.
  6. Меры будут действовать на время проверки и до вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
  7. Если недоимка не будет выявлена, то решение об отмене мер примут в течение следующего дня.
Вывод: по состоянию на сегодня налоговый орган вправе принять обеспечительные меры по результатам налоговой проверки, основываясь на субъективном критерии «достаточности» оснований полагать, что решение налоговиков не будет исполнено. Судебная практика по этому вопросу неоднозначна, но налогоплательщик нередко имеет шансы на оспаривание решения налогового органа, важно лишь правильно выстроить линию защиты. В тоже время необходимо понимать, что в ближайшем будущем не исключено принятие федерального закона, позволяющего принимать обеспечительные меры и на ранней стадии налоговой проверки, что может повлечь серьезные убытки для предпринимателей. В связи с чем рекомендуем занимать активную позицию во взаимодействии с налоговым органом и привлекать к сопровождению налоговых проверок компетентных специалистов.
Поделиться:
руководитель налоговой практики
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*