Аналитика
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

Обязательства покупателя по хранению непринятого по договору поставки товара

4 Сен 2016

склад_1.jpgОбязательства покупателя по хранению непринятого по договору поставки товара

Действующее законодательство содержит нормы регулирующие обязанности по ответственному хранению (далее «хранение») товара покупателем при его поставке. По общему правилу отказавшись от поставленного товара, покупатель должен принять его на хранение.

На практике возникает большое количество вопросов, связанных с применением указанных норм, так как стороны не всегда понимают правильное значение хранения, предполагая, что обязанность покупателя по хранению возникает во всех случаях, когда покупатель реализует право отказа от приемки товара или его замены.

Тем не менее, такая обязанность возникает, только если у покупателя нет возможности отправить товар обратно поставщику незамедлительно:

- когда товар доставлен не самим поставщиком, а сторонним перевозчиком. В этом случае получатель, если иное не предусмотрено договором, обязан принять товар от перевозчика, даже если сразу обнаружит, что доставленный товар не соответствует договору поставки. Исключением из этого правила является лишь наличие существенных повреждений товара, которые произошли в процессе перевозки, тогда получатель может не принимать товар;

- когда обнаружено несоответствие товара условиям договора (недостатки) через некоторое время после того, как товар был принят. Например, после осуществления пуско-наладочных работ и пробного запуска без уполномоченного лица продавца были обнаружены дефекты приобретенного оборудования. При указанных обстоятельствах потребуется уведомить поставщика о необходимости прибыть для составления акта о дефектах. Это требует времени, а, следовательно, возникает ситуация при которой требуется принять товар на хранение.

А теперь рассмотрим случаи, когда покупатель может возвратить товар без хранения:

- если дефекты товара обнаружены покупателем в момент выборки товара на складе продавца. Логично, что в данном случае он может просто отказаться от выборки, а, следовательно, и принимать товар на хранение нет необходимости;

- если дефекты обнаружены в процессе разгрузки товара на складе покупателя в присутствии поставщика, и он согласился с тем, что недостатки имеют место быть, он может сразу вывезти товар обратно.

- если дефекты были обнаружены по истечении некоторого времени с момента принятия товара, однако, дополнительное время для их фиксирования не нужно.Например, по условиям договора Поставщик обязан явится в тот же день, а в случае неявки самостоятельно несет за него ответственность.

Важно, чтобы хранение было оформлено надлежащим образом, в том числе в соответствии с условиями заключённого договора поставки. Необходимо выяснить, содержит ли договор поставки условие о документе, который оформляется при приеме товара на хранение. При отсутствии такого условия, товар принимается на хранение по товарной накладной.

Далее, надо уведомить поставщика, желательно несколькими способами:

- в письменном виде для подтверждения факта отправки и получения уведомления;

- посредством электронной почты или факсимильной связи для оперативности.

Уведомление в качестве приложения должно содержать перечень принимаемого на хранение товара (имущества) с его подробным описанием комплектности и состояния. После этого необходимо организовать собственно хранение товара на своем складе или заключить договор с третьим лицом о его хранении.

В том случае, если покупатель в нарушение требований закона не примет товар на хранение и не возвратит его поставщику, покупатель будет обязан возместить поставщику причиненные убытки, возникшие в результате ухудшения качества, порчи, уничтожения поставленного товара.

Когда поставщик не забирает товар, принятый покупателем на хранение, возможно два пути решения проблемы: вернуть товар самостоятельно поставщику; реализовать товар по правилам статьи 899 ГК РФ и передать поставщику полученные деньги за вычетом возмещения своих расходов.

Действующим законодательством не предусмотрен подробный список расходов, которые должны быть возмещены покупателю поставщиком. Однако, на практике покупатели вправе требовать возмещения следующих расходов на хранение связанных:

- с транспортировкой товара до пункта хранения и от пункта хранения до поставщика;

- с принятием необходимых мер для исключения порчи или уничтожения товара (например, на поддержание определенного температурного режима);

- арендой склада для размещения товара на хранение;

- реализацией товара (в т. ч., на организацию и проведение аукциона);

- утилизацией товара.

Таким образом, заключая договор поставки необходимо заранее предусматривать подробные условия ответственного хранения, в том числе срок, в который поставщик обязан забрать товар и последствия неисполнения поставщиком такой обязанности.

А в случае возникновения сомнений по поводу приема или отказа в приеме товара на хранение в конкретной ситуации рекомендуем обратиться за квалифицированными юридическими услугами.

Хартия АПК - благо или необоснованные риски?
24 Октября 2019
10.30 (МСК)

Бесплатный вебинар

Сальдирование вместо зачета.
Верховный Суд меняет практику?
Институт банкротства имеет собственный и довольно обширный...
Читать полностью
Хартия АПК.
Защита от проблем или новые налоговые риски?
  • Что такое Хартия АПК
  • Каковы ее плюсы и минусы?
  • Защитит ли Хартия АПК своих участников от проблем?
Заявка на бесплатную консультацию
Подписаться на рассылку по e-mail