јналитика

ќб€зательства покупател€ по хранению неприн€того по договору поставки товара

4 —ен 2016

склад_1.jpgќб€зательства покупател€ по хранению неприн€того по договору поставки товара

ƒействующее законодательство содержит нормы регулирующие об€занности по ответственному хранению (далее Ђхранениеї) товара покупателем при его поставке. ѕо общему правилу отказавшись от поставленного товара, покупатель должен прин€ть его на хранение.

Ќа практике возникает большое количество вопросов, св€занных с применением указанных норм, так как стороны не всегда понимают правильное значение хранени€, предполага€, что об€занность покупател€ по хранению возникает во всех случа€х, когда покупатель реализует право отказа от приемки товара или его замены.

“ем не менее, така€ об€занность возникает, только если у покупател€ нет возможности отправить товар обратно поставщику незамедлительно:

- когда товар доставлен не самим поставщиком, а сторонним перевозчиком. ¬ этом случае получатель, если иное не предусмотрено договором, об€зан прин€ть товар от перевозчика, даже если сразу обнаружит, что доставленный товар не соответствует договору поставки. »сключением из этого правила €вл€етс€ лишь наличие существенных повреждений товара, которые произошли в процессе перевозки, тогда получатель может не принимать товар;

- когда обнаружено несоответствие товара услови€м договора (недостатки) через некоторое врем€ после того, как товар был прин€т. Ќапример, после осуществлени€ пуско-наладочных работ и пробного запуска без уполномоченного лица продавца были обнаружены дефекты приобретенного оборудовани€. ѕри указанных обсто€тельствах потребуетс€ уведомить поставщика о необходимости прибыть дл€ составлени€ акта о дефектах. Ёто требует времени, а, следовательно, возникает ситуаци€ при которой требуетс€ прин€ть товар на хранение.

ј теперь рассмотрим случаи, когда покупатель может возвратить товар без хранени€:

- если дефекты товара обнаружены покупателем в момент выборки товара на складе продавца. Ћогично, что в данном случае он может просто отказатьс€ от выборки, а, следовательно, и принимать товар на хранение нет необходимости;

- если дефекты обнаружены в процессе разгрузки товара на складе покупател€ в присутствии поставщика, и он согласилс€ с тем, что недостатки имеют место быть, он может сразу вывезти товар обратно.

- если дефекты были обнаружены по истечении некоторого времени с момента прин€ти€ товара, однако, дополнительное врем€ дл€ их фиксировани€ не нужно.Ќапример, по услови€м договора ѕоставщик об€зан €витс€ в тот же день, а в случае не€вки самосто€тельно несет за него ответственность.

¬ажно, чтобы хранение было оформлено надлежащим образом, в том числе в соответствии с услови€ми заключЄнного договора поставки. Ќеобходимо вы€снить, содержит ли договор поставки условие о документе, который оформл€етс€ при приеме товара на хранение. ѕри отсутствии такого услови€, товар принимаетс€ на хранение по товарной накладной.

ƒалее, надо уведомить поставщика, желательно несколькими способами:

- в письменном виде дл€ подтверждени€ факта отправки и получени€ уведомлени€;

- посредством электронной почты или факсимильной св€зи дл€ оперативности.

”ведомление в качестве приложени€ должно содержать перечень принимаемого на хранение товара (имущества) с его подробным описанием комплектности и состо€ни€. ѕосле этого необходимо организовать собственно хранение товара на своем складе или заключить договор с третьим лицом о его хранении.

¬ том случае, если покупатель в нарушение требований закона не примет товар на хранение и не возвратит его поставщику, покупатель будет об€зан возместить поставщику причиненные убытки, возникшие в результате ухудшени€ качества, порчи, уничтожени€ поставленного товара.

 огда поставщик не забирает товар, прин€тый покупателем на хранение, возможно два пути решени€ проблемы: вернуть товар самосто€тельно поставщику; реализовать товар по правилам статьи 899 √  –‘ и передать поставщику полученные деньги за вычетом возмещени€ своих расходов.

ƒействующим законодательством не предусмотрен подробный список расходов, которые должны быть возмещены покупателю поставщиком. ќднако, на практике покупатели вправе требовать возмещени€ следующих расходов на хранение св€занных:

- с транспортировкой товара до пункта хранени€ и от пункта хранени€ до поставщика;

- с прин€тием необходимых мер дл€ исключени€ порчи или уничтожени€ товара (например, на поддержание определенного температурного режима);

- арендой склада дл€ размещени€ товара на хранение;

- реализацией товара (в т. ч., на организацию и проведение аукциона);

- утилизацией товара.

“аким образом, заключа€ договор поставки необходимо заранее предусматривать подробные услови€ ответственного хранени€, в том числе срок, в который поставщик об€зан забрать товар и последстви€ неисполнени€ поставщиком такой об€занности.

ј в случае возникновени€ сомнений по поводу приема или отказа в приеме товара на хранение в конкретной ситуации рекомендуем обратитьс€ за квалифицированными юридическими услугами.

"¬ыход из договорных отношений из-за COVID-19"
11 »юн€ 2020
10.00 (ћ— )

Ѕесплатный вебинар

онлайн-конференци€
" ак остатьс€ на плаву: новые стратегии дл€ бизнеса"
„итать полностью
 омисси€ за сомнительные банковские операции
  • „то такое сомнительна€ операци€?
  • «аконен ли заградительный тариф? 
  •  ак избежать потерь? 
¬ключаетс€ ли Ќƒ— в кадастровую стоимость недвижимости?
–азбираемс€...
„итать полностью
«а€вка на консультацию
ѕодписатьс€ на рассылку по e-mail