Аналитика

Ограничение размера процентов временного управляющего. Подлежит ли оно применению к процедурам, введенным до установления таких ограничений?

19 июл 2017
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
Размер.jpg

В мае 2017 года Верховный Суд РФ разрешил существовавшую долгое время проблему, связанную с определением момента возникновения права временного управляющего на получение процентов за процедуру наблюдения, а также с порядком установления размера выплачиваемых процентов. Начало дискуссии было положено принятием 29 декабря 2015 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», изменившего редакцию пункта 10 статьи 20.6 Закона о банкротстве, которая ограничивает размер процентов за процедуру наблюдения шестьюдесятью тысячами рублей

Указанная сумма подлежит выплате даже в том случае, если балансовая стоимость активов должника намного превышает отметку в три миллиона рублей. При этом переходными положениями Закона предусмотрено, что положения статьи в новой редакции распространяются на правоотношения, сложившиеся после вступления в силу указанного Закона. 

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.12.2013 года № 97 «О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве» однозначно говорится о том, что полномочия временного управляющего наступают с даты вынесения судебного акта об утверждении лица арбитражным управляющим. При этом в случае отдельного объявления резолютивной части судебного акта о введении наблюдения и утверждении временного управляющего датой возникновения полномочий управляющего будет являться дата объявления именно резолютивной части. 

Вместе с тем при определении момента возникновения права временного управляющего на получение процентов по вознаграждению складывается весьма противоречивая практика. Так, например, в постановлении Восьмой Арбитражный апелляционный суд по делу № 08АП-12451/2016 указал, что если правоотношения между должником и временным управляющим возникли до даты вступления в силу новой редакции Закона о банкротстве, то к ним применяются правила редакции Закона, действовавшей в момент возникновения таких отношений, и, соответственно, не ограничивает проценты конкретной суммой

Аналогичное решение принял Арбитражный суд Дальневосточного округа в марте 2017 года по делу № Ф03-577/2017.

Противоположная точка зрения высказывается в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А05-7255/2015. Суд кассационной инстанции ссылается на разъяснения, приведенные в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60, в котором указано, что сумма процентов по вознаграждению выплачивается в течение десяти календарных дней с даты завершения процедуры наблюдения. Исходя из этого, судом делается вывод о том, что право на получение процентов за процедуру наблюдения возникает у временного управляющего в течение десяти дней с даты завершения процедуры наблюдения в случае наличия законных оснований.

При этом суд первой инстанции по изложенному делу определил, что права и обязанности арбитражного управляющего, а также право на получение процентов по вознаграждению возникли с даты утверждения временного управляющего. В связи с этим судом применены положения пункта 10 статьи 20.6 Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных Законом № 391-ФЗ. Апелляционным судом была поддержана указанная позиция. 

Верховный Суд РФ в определении от 17 мая 2017 г. по делу № 305-ЭС16-20547 разрешает существовавшую проблему, ссылаясь на  Постановление Пленума № 97, и заключает, что полномочия временного управляющего и, соответственно, право на получение вознаграждения возникают непосредственно с даты принятия судебного акта об утверждении временного управляющего. 


Таким образом, лицо, утвержденное решением суда в качестве временного управляющего должника до 29 декабря 2015 года, имеет право на получение процентов по вознаграждению за процедуру наблюдения, размер которых определяется формулой, указанной в предыдущей редакции пункта 10 статьи 20.6 Закона о банкротстве, и ограничению не подлежит.


Поделиться:

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*