јналитика

ќсмотр территорий и помещений налоговым органом: что нужно знать?

9 ‘ев 2018
little-boy-2574533__340.jpg

Ќалоговый контроль проводитс€ должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получени€ объ€снений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых дл€ извлечени€ дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных налоговым законодательством (п.1 ст.82 Ќ  –‘).

Ќалоговые инспекторы вправе осматривать все эксплуатируемые помещени€ и территории, используемые дл€ получени€ дохода либо дл€ содержани€ объектов налогообложени€, независимо от их назначени€: производственные, складские, торговые и т. п. (пп.6, 1 ст.31 Ќ  –‘). —оответственно, дл€ этого налогоплательщику необходимо обеспечить к ним доступ.

Ќалоговый осмотр территорий и помещений допустимо осуществл€ть:

Х в ходе выездной налоговой проверки (¬Ќѕ) (помимо периода ее приостановлени€), п.1 ст.92 Ќ  –‘;

Х при осуществлении камеральной налоговой проверки в конкретных ситуаци€х, а именно:
- предъ€вление налогоплательщиком налоговой декларации с суммой Ќƒ— к возмещению;
- после обнаружени€ расхождений в предъ€вленной декларации по Ќƒ—, приведенных в п.8.1 ст.88 Ќ  –‘, свидетельствующих об искусственном занижении суммы Ќƒ— к уплате либо об искусственном завышении суммы Ќƒ— к возмещению.

Х вне пределов ¬Ќѕ - когда документаци€ и объекты были получены представителем налоговых органов по результатам ранее проведенных меропри€тий налогового контрол€ либо по согласию собственника данных объектов на их осмотр. 

ѕроизводство осмотра территории и помещений налогоплательщика оформл€етс€ протоколом (п.2, п.5 ст.92 Ќ  –‘).

ƒопустим ли осмотр помещени€ физического лица в ходе налогового контрол€?

‘излица, осуществл€€ право на имущественный налоговый вычет, предъ€вл€ют в налоговые органы документацию, подтверждающую произведенные ими расходы (чеки к приходным ордерам, выписки из банка, товарные и кассовые чеки, акты о приобретении материалов у физлиц с приведением адреса и паспортных сведений продавца и др.).
ƒл€ проверки представленных сведений может быть назначена ¬Ќѕ физлица, включа€ тех, кто не €вл€етс€ индивидуальным предпринимателем (ст.89 Ќ  –‘). —оответствующее решение о проведении ¬Ќѕ принимает налогова€ инспекци€ по месту жительства налогоплательщика (ѕисьмо ћинфина –‘ от 31.08.2017 г. є03-02-08/55972).

¬ ходе данной ¬Ќѕ налоговый орган вправе производить осмотр помещений физлица.  ак упоминалось, допуск уполномоченных от налоговых органов на территорию либо в помещение провер€емого производитс€ в соответствии со ст.91 Ќ  –‘. 

Ќо допуск провер€ющих в жилые помещени€ помимо воли проживающих там физических лиц запрещен (п.5 ст.91). “аким образом, если физлицо не предоставило доступ провер€ющим в свое жилое помещение (например, с целью определени€ расходов на отделочные материалы), ¬Ќѕ в отношении данного лица может быть проведено по месту нахождени€ налогового органа.

ѕараллельно налогова€ инспекци€ имеет право:
Х осуществл€ть запрос нужной дл€ проверки документации;
Х осматривать имущество провер€емого физлица, расположенного в его нежилых помещени€х;
Х проводить допросы физических лиц дл€ вы€снени€ информации, имеющей значение дл€ ¬Ќѕ;
Х привлекать экспертов и специалистов;
Х истребовать у лиц, обладающих документацией либо данными относительно де€тельности провер€емого физического лица, данную документацию либо сведени€.

 аким образом налоговики осуществл€ют осмотр?

Х по предъ€влении уполномоченными представител€ми налоговых служб рабочих удостоверений и соответствующего решени€ главы (заместител€) налоговой инстанции о проведении ¬Ќѕ;
Х по предъ€влении служебных удостоверений и постановлени€ представител€ налоговой службы, провод€щей камеральную налоговую проверку на основе декларации по Ќƒ—, об осмотре помещений в ситуаци€х, регламентированных п.п.8 и 8.1 ст.88 Ќ  –‘. Ётот документ утверждаетс€ главой (заместителем главы) налоговой инстанции (п.1 ст.91 Ќ  –‘).

ќсмотр документации и объектов на территории либо в помещении налогоплательщика допустим и вне налогового контрол€ Ч в случае разрешени€ провер€емого.

Ќеобходимо обратить особое внимание на то, что уполномоченные от налоговых органов могут заблаговременно информировать о времени осмотра, но не об€заны этого делать. ќсмотр проводитс€ в рабочее врем€, либо врем€ проведени€ осмотра определ€етс€ по правилам внутреннего рабочего режима, осмотр в любое иное врем€ €вл€етс€ нарушением прав налогоплательщика, и он может отказать в доступе на законных основани€х. ќднако если по договоренности сторон осмотр был проведен в нерабочее врем€, то его итоги признаютс€ в суде как имеющие юридическую силу.

Ќалоговики вправе делать фотосъемку, вести видеозапись, копировать документацию, осуществл€ть иные действи€, разрешенные законодательно. ¬се полученные материалы об€зательно прилагаютс€ к протоколу.

ќсмотру подлежит люба€ документаци€ и любые объекты, важные дл€ исчерпывающей налоговой проверки (ст.92 Ќ  –‘).

ћогут ли налоговики осматривать программы на компьютере провер€емого лица?

ƒа, иногда это единственный путь вы€влени€ р€да действий налогоплательщика. –егламентированный ст.92 Ќ  –‘ осмотр как одно из действий, выполн€емое налоговыми службами дл€ вы€влени€ обсто€тельств, важных дл€ полноты контрол€, подразумевает обнаружение, осмотр и непосредственное изучение материальных объектов, несущих в себе информацию. ѕоскольку информаци€ может содержатьс€ не только на бумажном носителе, но и быть представлена в электронно-цифровой форме и содержатьс€ в автоматизированной системе хранени€ данных, проведение осмотра без изучени€ содержащихс€ в компьютере данных не отвечало бы цел€м его проведени€ (ќпределение ¬— –‘ от 17 июл€ 2017 є302- √17- 8315).

—огласно ст.98 Ќ  –‘, осмотр помещений и территорий происходит при наличии:
Х  уполномоченных должностных лиц;
Х  пон€тых.

≈сли суд установит, что осмотр осуществл€лс€ без пон€тых, то доказательства, добытые при таком осмотре, квалифицируютс€ как недопустимые, согласно п.3 ст.64 јѕ  –‘. ¬ то же врем€ суд, оценив данную аргументацию налогоплательщика, вправе признать надлежащими выводы инспекторов о нереальности осуществлени€ де€тельности провер€емым (ѕостановление 4јј— от 06 сент€бр€ 2017 єј19-21556/ 2016).

  чему ведет отказ в доступе к территори€м и помещени€м при проведении проверки?

≈сли налогоплательщик не допускает к территори€м и помещени€м налоговые службы в тех случа€х, когда они имеют право делать осмотр, он совершает административное нарушение, предусмотренное ст.19.7.6  ојѕ –‘, что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей. –уководитель провер€ющей группы в данном случае оформл€ет акт, подписываемый им самим и провер€емым. ѕри отказе от подписани€ провер€емым (его должностным лицом) об этом делаетс€ соответствующа€ отметка в акте.

Ќедопуск провер€ющих налогового органа на территорию и в помещени€ налогоплательщиком может повлечь начисление суммы налогов на основе имеющихс€ у налогового органа сведений о провер€емом лице, либо по аналогии (расчетный метод) будет самосто€тельно установлен объем налога, выставленного к внесению в бюджет (п.3 ст.91 Ќ  –‘, ќпределение ¬— –‘ от 24 окт€бр€ 2017 є308- √17- 15031). » это может привести к ощутимым дополнительным начислени€м налогов дл€ организации, законность которых сложно оспорить в судебном пор€дке.



 риулин јндрей

руководитель отдела судебной работы

«адать вопрос

"¬ыход из договорных отношений из-за COVID-19"
11 »юн€ 2020
10.00 (ћ— )

Ѕесплатный вебинар

онлайн-конференци€
" ак остатьс€ на плаву: новые стратегии дл€ бизнеса"
„итать полностью
 омисси€ за сомнительные банковские операции
  • „то такое сомнительна€ операци€?
  • «аконен ли заградительный тариф? 
  •  ак избежать потерь? 
 то виноват? » что делать?
Ќесут ли ответственность судебный пристав и арбитражный управл€ющий за утрату имущества должника?
¬ своей практике мы нередко сталкиваемс€ с ситуаци€ми, когда...
„итать полностью
«а€вка на консультацию
ѕодписатьс€ на рассылку по e-mail