Оспаривание архивной кадастровой стоимости земель населенных пунктов
В настоящее время во всех регионах нашей страны собственники земельных участков должны нести бремя налоговых платежей, расчет размера которых производится с применением кадастровой стоимости. Наш регион не стал исключением.
Переоценка кадастровой стоимости земель в нашем субъекте также как и в других должна проводится с периодичностью не более чем один раз в три года и не менее чем один раз в пять лет с момента предыдущей процедуры по определению государственной кадастровой оценки.
Поскольку, данная процедура проводится с использованием методов, предусмотренных для общей (массовой) оценки без учета уникальных (индивидуальных) характеристик, то, зачастую, результаты не соответствуют действительности и могут быть оспорены в суде путем предъявления административного иска.
Так как действующее земельное законодательство предоставляет возможность утверждения кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, то основанием для предъявления административного иска является именно определение и установление рыночной стоимости в отношении конкретного земельного участка.
Определение независимым оценщиком непосредственно рыночной стоимости участка, полученной посредством применения индивидуального подхода к предмету оценки, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, прежде всего, направлено на исправление ошибок, которые были допущены в ходе проведения массовой оценки.
11 декабря предыдущего года Правительством Воронежской области были утверждены очередные результаты кадастровой стоимости. В список объектов оценки вошли практически все земельные участки, не учтенные ранее. Соответствующие сведения были занесены в реестр (ГКН).
Однако, согласно ст.5 НК РФ нормативные правовые акты, которые изменяют права и устанавливают дополнительные обязательства налогоплательщиков вступают в силу и, следовательно, становятся обязательными для них в срок не ранее истечения месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа года, следующего за годом принятия. Кроме того, вновь принятые акты о налогах и сборах, утверждающие увеличение налоговых ставок или устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не распространяются на прошедший период, то есть обратной силы не имеют.
По указанным причинам принятый в декабре 2015 г. нормативный акт в настоящее время не подлежит применению для целей налогообложения. Указанные обстоятельства исключают право оспорить кадастровую стоимость, утвержденную вышеназванным постановлением, поскольку, на данном этапе она не затрагивает права налогоплательщиков.
В тоже время, ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются и, именно, они будут применяться для расчета налога в настоящем году за земельные участки категории населенных пунктов.
Примечательно, что вся правоприменительная практика этого года, изменяя архивную кадастровую стоимость, распространяет действие устанавливаемой вновь кадастровой стоимости до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости. Те есть, фактически изменяя и уже внесенные в кадастр сведения по постановлению Воронежской области № 970 от 11 декабря 2015 года.
На основании изложенного, исходя из того, что архивная кадастровая стоимость земель применяется для целей налогообложения, собственники заинтересованы в пересмотре результатов архивной кадастровой оценки, поскольку именно эти сведения в настоящее время непосредственно влияют на их права и обязанности, как лиц, обязанных уплачивать земельный налог. Таким образом, у них есть право подать административный иск в суд для оспаривания архивной кадастровой стоимости земельного участка.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.