План реструктуризации долгов гражданина: базовое содержание, типичные ошибки и судебная практика

Введение
Ни для кого не станет открытием, что в процедурах банкротства граждан, инициированных кредиторами, у должника и кредиторов зачастую полярно противоположные интересы:
- у кредитора – скорейший переход к процедуре реализации имущества гражданина и, соответственно, скорейшее получение погашения:
- у должника – избежать реализации имущества/оспаривания сделок, растянуть процесс погашения долгов на как можно более долгий срок. Компромиссным вариантом в таких условиях призван выступить план реструктуризации долгов.
На текущий момент позиция арбитражных судов сводится к необходимости снижения банкротной нагрузки на суды, а также предпочтительном утверждении плана реструктуризации при его наличии. По мнению высшей судебной инстанции, исход процедуры реструктуризации долгов имеет больший эффект социальной реабилитации гражданина по сравнению с процедурой реализации имущества.
Однако, несмотря на общую тенденцию, план реструктуризации, как документ, предусматривающий погашение требований кредиторов в определённый срок и определённым способом с учетом пропорциональности погашений, должен быть не только детально проработан, но и правильно представлен, а также предусматривать в себе ряд важных нюансов. Каковы базовые правила подготовки плана реструктуризации и что необходимо учесть для успешного утверждения? Попробуем разобраться.
1. Требования к гражданину
Чтобы иметь возможность подготовить план реструктуризации и обратиться к собранию кредиторов или в суд за его утверждением, гражданин должен отвечать ряду обязательных требований:
- на дату представления у гражданина должен быть источник дохода;
При этом ни нормы закона, ни судебная практика не ограничивают гражданина в том, какой доход у него может быть: от трудовой деятельности, от сдачи в аренду имущества, даже доход супруга должник, являющийся фактически совместным имуществом, может учитываться в качестве источника погашения требований кредиторов.
- у гражданина нет не снятой или непогашенной судимости за совершение преступления в сфере экономики и до даты принятия судом к производству заявления о признании гражданина банкротом истёк срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
Если в отношении административной ответственности вопрос со сроком исчерпания административного наказания решен прямо в норме закона, то в отношении судимости и срока, к которому она должна быть погашена, практика исходит из того, что судимость должна быть погашена до даты введения процедуры реструктуризации долгов.
- гражданин не признавался банкротом в течение 5 лет и не утверждал планов реструктуризации долгов в течение 8 лет до представления плана.
2. Требования к содержанию плана реструктуризации
Законом о банкротстве предусмотрено, что план реструктуризации должен также отвечать ряду обязательных критериев:
- в плане должна быть отражена пропорциональность погашения всех известных должнику требований кредиторов третьей очереди;
Однако есть ряд важных нюансов:
- необходимо понимать, что в случае утверждения плана собранием кредиторов, план реструктуризации передаётся в суд для последующего утверждения, но только после погашения должником имеющейся текущей задолженности (возникшей с момента принятия к производству заявления по делу о банкротстве), а также полного погашения требований перед кредиторами 1-ой и 2-ой очереди.
- требования кредиторов состоят из основного долга, штрафных санкций, а также мораторных процентов, которые рассчитываются с момента введения процедуры реструктуризации долгов. Напрямую в законе мораторные проценты не упоминаются, однако именно они часто являются камнем преткновения при утверждении плана и в том числе по совокупности могут стать основанием для отказа в утверждении плана в судебном порядке. В случае согласия кредиторов, план может предусматривать неполное погашение имеющих перед ними обязательств (снижение неустойки, отказ от мораторных процентов и т.д.), однако при отсутствии такого согласия план составляем по общим основаниям, т.е. с учетом полного погашения.
- нельзя допускать крайностей при подготовке плана реструктуризации: так, план не может нарушать права самого должника, а также лиц, находящихся на его иждивении. В потенциальные ежемесячные расходы непременно должна быть заложена сумма прожиточного минимума на самого должника, его несовершеннолетних детей, иных лиц, находящихся у него на содержании (при наличии). План, не учитывающий соответствующих расходов, не может быть утверждён судом.
- срок реализация плана реструктуризации долгов не должен превышать 5 лет. В случае несогласия кредиторов на утверждение плана на собрании и избрание судебного способа, срок исполнения плана не должен превышать 3 года;
- в отношении кредиторов, требования которых обеспечены залогом, действует правило, что план должен содержать порядок продажи залогового имущества и, соответственно, преимущественное удовлетворение требований такого кредитора за счет средств от продажи. Исключение: согласие залогового кредитора на иной порядок.
план, подготовленный должником и представленный в суд на утверждение в части источников дохода, базировался на сдаче в аренду принадлежащей должнику коммерческой недвижимости, а также на поэтапной продаже принадлежащего ему движимого и недвижимого имущества. План учитывал конкретные цены, по которым имущество должно быть продано, однако каких-либо доказательств того, что имеются потенциальные покупатели, готовые приобрести имущество по обозначенным ценам, не имелось, т.е. потенциальное исполнение плана зависело от гипотетической продажи имущества по конкретной цене, гарантировать которую никто не мог. Естественно, такой план не был утверждён, в отношении гражданина была введена процедура реализации имущества.
К плану, как к базовому документу, в обязательном порядке прилагается перечень документов, включающий в себя перечень имущества и имущественных прав гражданина, сведения об источниках дохода за последние 6 месяцев, сведения об известной гражданину кредиторской задолженности, отчёт из бюро кредитных историй, заверение гражданина о достоверности и полноте представленных им сведений, а также само ходатайство об утверждении плана.
3.Требования к порядку утверждения плана реструктуризации
Должник вправе направить проект плана финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган не позднее 10 дней по истечении 2 месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о банкротстве. Для непрофессиональных участников дело несостоятельности важно понимать, что указанный двухмесячный срок отсчитывается от наиболее поздней публикации о введении процедуры реструктуризации (как правило, в газете «Коммерсантъ»).
Несоблюдение указанного срока, а иногда и представление плана реструктуризации уже после проведения первого собрания кредиторов хоть и является формальным нарушением требований закона, однако при наличии ходатайств об отложении введения процедуры с целью подготовки плана реструктуризации воспринимается судами лояльно.
Затем финансовый управляющий проводит первое собрание кредиторов, где представляет проект плана, который должен быть принят большинством голосов от общего числа голосов кредиторов. Если же представленный план кредиторами не утверждён, как ранее было сказано, должник может обратиться напрямую в суд с ходатайством об утверждении плана реструктуризации.
Важно: одностороннее утверждение плана судом допустимо только при условии того, что реализация плана позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, а также если иные требования кредиторов могут быть удовлетворены в размере существенно большем, чем при реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и если указанный размер составляет не менее чем 50% размера требований таких кредиторов.
Если же представленный план по каким-либо причинам требует доработки, то возможно предоставление срока на доработку плана, который по общему правилу равняется двум месяцам.
Анализ судебной практики показывает, что к условию о соблюдении двухмесячного срока доработки плана реструктуризации, а также к количеству версий плана реструктуризации, каждая из которых, по существу, является самостоятельным планом, суды относятся снисходительно.
Закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, тем не менее, не соблюдая формальные требования относительно сроков, порядка представления плана, гражданин должен осознавать риски получения формального отказа в утверждении, а также возможности предоставления дополнительного повод кредиторам для оспаривания уже утверждённого плана реструктуризации долгов.
Резюмируем:
Для гражданина, попавшего в сложную жизненную ситуацию, план реструктуризации во многом облегчает жизнь:
так, с одной стороны, последствия утверждения плана сочетают в себе все последствия введения процедуры реструктуризации долгов (приостановление исполнительных производств, фиксация размера имеющейся задолженности), а с другой стороны, учитывает нужды самого гражданина и членов его семьи, а также позволяет по согласованию с кредиторами сократить сумму задолженности, необходимую к погашению.
Однако возможность утверждения плана напрямую зависит от его исполнимости, а также соблюдения требований к его подготовке и содержанию. С учетом сложности этой работы, а также тонкостей, которые необходимо учесть при подготовке плана реструктуризации с момента введения в отношении вас процедуры реструктуризации и нежелания перехода к реализации имущества, рекомендуем незамедлительно обратиться к экспертам в сфере банкротства.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.