Аналитика
Разрабатываем чек-лист антимонопольных рисков дилерских соглашений
Обратите внимание, материал старше 2-х лет.
Актуальность выводов уточняйте у автора
29 ноя 2021
Дилерские и дистрибьюторские соглашения являются наиболее частой формой взаимодействия продавца и изготовителя с посредниками по распространению товаров до конечного потребителя. Но на самом деле, российское законодательство не знает ни дилерских, ни дистрибьюторских договор – с точки зрения формулировок Гражданского Кодекса такой договор может квалифицироваться абсолютно по-разному. Например, как агентский, смешанный или договор поставки.
Довольно часто они содержат ряд ограничений для покупателя-посредника: ограничение по территории распространения товара, по максимальной или минимальной цене продажи товара. Либо же, напротив, устанавливают для него стимулы: например, выплату так называемых «ретро-бонусов» (премий за достижение определенных показателей). В то же время они не всегда соответствуют действующему антимонопольному законодательству.
Давайте рассмотрим наш вариант чек-листа, который поможет выстроить свои взаимоотношения с контрагентом и не попасть в поле зрения антимонопольщиков.
Возможность заключить договор лишь при согласии с невыгодными условиями (навязывание условий).
Закон запрещает навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованных, прямо не предусмотренных законом).НО запрет действует только в случае, если такие условия навязывает лицо, занимающее доминирующее положение на рынке, т.е. «сильная», в сравнении с обычным предпринимателем, сторона.
К их числу относятся лица, имеющие возможность влияния на условия обращения товара или устранения конкурентов с товарного рынка, если:
- доля такого лица на рынке товара превышает 50 %
- его доля составляет от 35 до 50 %, и доказано, что изменение долей лица на товарном рынке не подвержено значительным изменениям
- доля лица на рынке менее 35 %, в исключительных случаях (например, если реализуемый лицом товар не может быть заменен другим или условия его реализации неизвестны широкому кругу лиц).
Также к навязанным условиям относятся следующие: продажа одного товара только при покупке второго товара, если эти товары могут использоваться раздельно и отказ в предоставлении гарантии качества на товар без покупки сопутствующего товара.
Цена
- Бонусы
Так, участникам торговой деятельности запрещается включать в цену договора поставки продовольственных товаров вознаграждение покупателю, выкупающему у поставщика определенный объем товара (ретро-бонус) свыше 5 % от цены приобретенных товаров. При этом в эти 5 % входит не только сумма вознаграждения (бонус), но и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров. То есть работает формула: ретро-бонус + плата за услуги = не больше 5 % от цены товаров.
Такое законодательное регулирование в первую очередь направлено на обход ограничения размера суммы вознаграждения путем заключения фиктивных договоров услуг, в отсутствие факта их оказания. Конечная же цель ограничения состоит в упрощении выхода на рынок мелких производителей, ограничение суммы бонуса, который они выплачивают сетям, должно тому способствовать.
- Цена перепродажи
Территория
Часто на практике возникает вопрос: не будет ли нарушением ограничить дилеру территорию его деятельности? Отвечаем: по общему правилу, условие о запрете дилеру рекламировать и продавать товар на территории, на которой этот товар реализует другой покупатель (дилер) или сам продавец, допускается. Однако если в регионе ни другой дилер, ни сам изготовитель не осуществляют продажи, запрещать деятельность для другого лица недопустимо.Таким образом, при заключении дилерского или дистрибьюторского соглашения, как продавцу, так и покупателю, всегда необходимо учитывать антимонопольные риски. Не соблюдая законодательные ограничения, вы рискуете получить крупные штрафы: например, за навязывание контрагенту условий, не связанных с предметом договора, предусмотрен штраф от 300 тыс. до 1 млн руб.
Поделиться:
Подписаться на рассылку по e-mail
Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
16 сентября 2024
12 сентября 2024
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.