Аналитика

Штраф за неоплату парковки: законно или нет?

4 Дек 2018
yellow-84579_960_720 -1111.jpgВведенная платная парковка на центральных улицах Воронежа вот уже более месяца будоражит умы автомобилистов. У нее есть свои сторонники и противники. Первые, прежде всего городские чиновники, коммунальщики и представители ГИБДД упирают на то, что с ее введением уменьшилось количество брошенных на проезжей части машин, а пробки на центральных улицах стали менее масштабными. Вторые, водители, вынужденные платить немалые деньги за стоянку своего «железного коня», парируют, что центр Воронежа все также загружен и это просто очередной способ выжать деньги из и так небогатых горожан. 

Но давайте рассмотрим платную парковку с точки зрения действующего законодательства. Интересен, прежде всего, федеральный опыт. К примеру, в Санкт-Петербурге платная парковка фактически так и не заработала – за более чем три года ее работы не было выписано ни одного штрафа. А в Москве, наоборот, нерадивых «парковщиков» жестко штрафуют. Почему же такие отличия? 

Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом РФ № 152-ФЗ «О персональных данных», ГИБДД не вправе передавать персональную информацию автомобилистов (ФИО, регистрация и прочее) третьим лицам. И петербуржские автоинспекторы совершенно обоснованно отказывают в передаче этих данных городским властям и компаниям-операторам платной парковки. Из-за этого в составленные за три года более полумиллиона проектов постановлений, общая штрафная сумма которых превысила 1,8 миллиардов рублей, так и не были вписаны ФИО владельца и адрес его регистрации. А раз так – по этим проектам нельзя собрать штрафы. 

А вот их московские коллеги оказались менее законопослушными и уже несколько лет без каких-либо правовых оснований передают компании-оператору платных парковок «Моспаркинг» персональные данные нарушителей. Это привело к многочисленным скандалам и депутатским запросам, сопровождаемыми прокурорскими проверками.

В Воронеже ситуация с парковками неоднозначная. Напомним, что согласно статьи 33.2 Закона Воронежской области  от 31 декабря 2003 года N 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» штраф за неоплату места на парковках составляет 1 500 рублей. Разбирать все административные дела, связанные с нарушениями при парковке пришлось административным комиссиям Центрального и Ленинского районов (именно в их юрисдикции находятся улицы, где расположены платные парковки).

При этом вопрос, где члены этих комиссий будут брать личные данные нарушителей остается открытым. Власти уверяют, что получат их из полиции на основании пункта  5.1. статьи 17 закона «О полиции». Согласно закону, последние изменения в который были внесены 3 октября 2018 года, информация о владельцах транспортных средств «предоставляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, по определению об истребовании сведений, вынесенному должностным лицом, уполномоченным осуществлять производство по делу о соответствующем административном правонарушении». 

Общее мнение юристов нашей компании состоит в том, что данная поправка все же не предоставляет законных оснований для раскрытия сотрудниками ГИБДД персональной информации. Так, статья 26.10 КоАП РФ говорит, что должностное лицо, занимающееся административным производством, имеет право вынести определение о запросе данных и информации, которые помогут разрешить это дело. Но перед этим обязательно нужно возбудить дело. 

В соответствии с частью 4 статьи 28.1 КоАП Российской Федерации, дело об административном нарушении считается возбужденным сразу после вынесения постановления (при автоматической фиксации), либо составления протокола. Вот только без персональных данных о нарушителе вынести постановление или составить протокол не получится. Такой вот замкнутый круг получается. 

Существует еще один способ – можно вынести определение о проведении расследования, в рамках которого будет направлен запрос в ГИБДД. Но часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ, не упоминает нарушение правил парковки в числе административных нарушений, по которым можно начать расследование.

Закономерным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать внесение изменений в федеральный Кодекс об административных правонарушениях, которые откроют доступ административным органам, рассматривающим правонарушения в данной сфере в базу данных ГИБДД. Однако какой-либо информации по срокам их рассмотрения законодательным органом пока нет.

Пока что в России отсутствует судебная практика по вопросу обжалования штрафов за незаконную парковку, выписанных в результате незаконной передачи полицейскими личных данных. При этом россияне ищут и находят иные способы не платить. К примеру, заключают договоры аренды автомобиля с третьими лицами и успешно доказывают потом в суде, что в момент видеофиксации нарушения собственник машиной не пользовался. А это, в соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ освобождает его от ответственности. Подобные решения, к примеру вынесли 31 октября 2018 года Калужский районный суд Калужской области по делу №12-1482/2018 и  9 июля 2018 года Лефортовский районный суд города Москвы по делу № 12-590/2018.


Подчеркнем, что мы не призываем не платить за платные парковки, а лишь указываем на «узкие» места в законодательстве, которые нуждаю тся в дальнейшей детальной проработке.

Криулин Андрей

руководитель отдела судебной работы

Задать вопрос

Изменение налоговым органом квалификации сделок налогоплательщика и его последствия
06 Июня 2019
10.00 (МСК)

Бесплатный вебинар

Ипотечные каникулы?
Это реально, но есть особенности
Российские законодатели облегчили жизнь «ипотечник...
Читать полностью
Хартия АПК.
Защита от проблем или новые налоговые риски?
  • Что такое Хартия АПК
  • Каковы ее плюсы и минусы?
  • Защитит ли Хартия АПК своих участников от проблем?
Заявка на бесплатную консультацию
Подписаться на рассылку по e-mail