Уменьшение налоговой базы: что необходимо учесть, чтобы избежать претензий ФНС
Любой налогоплательщик обязан осуществлять регулярные денежные перечисления в бюджет государства. Впрочем, каждая компания может осуществить ряд мероприятий и добиться снижения суммы налогов, в том числе за счет уменьшения налоговой базы, но не следует забывать и о том, что далеко не все методы законны. Ниже остановимся на основных моментах, являющихся основанием для претензий со стороны налоговой и доначисления сумм налогов.
Уменьшаем налоговую базу правильно
Так, уменьшение налоговой базы будет являться законным только в случае отсутствия искажения в налоговом и бухгалтерском учете или отчетности сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения (п.1 ст.54.1).
Помимо отсутствия искажения, налогоплательщиком должны быть одновременно выполнены еще два условия (п.2 ст.54.1):
- сделки проведены не с целью неуплаты налога или его зачета, возврата;
- контрагент (или его правопреемник) непосредственно исполнил обязательство по сделке.
Кроме того, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 подробно разъяснено, какие конкретно моменты прямо или косвенно свидетельствуют о том, что полученная налоговая выгода была необоснованной, а именно:
- отсутствие у плательщика фактической возможности осуществлять реальные операции с учетом времени, места фактического нахождения имущества или объема выполненных работ или услуг;
- полное отсутствие условий, способствующих успешному достижению результатов экономической деятельности ввиду отсутствия управленческого или технического персонала, базовых средств, активов, складских помещений, транспорта;
- учет для целей налогообложения только тех операций, что напрямую связаны с налоговой выгодой (в случае если именно для этого вида деятельности необходим учет других операций);
- осуществление необходимых операционных действий с продукцией, что не выпускалась/не могла выпускаться именно в том объеме, что плательщик указал в документации (п. 5 Постановления № 53).
Непредставление документов не способ уменьшить налоговую базу
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации обязаны обеспечить сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и иной документации в течение пяти лет после отчетного периода, подтверждающие:
- исчисление и уплату налогов;
- получение прибыли;
- несение расходов (подп. 8 ч. 1 ст. 23 НК РФ).
Если же налогоплательщик не обеспечит сохранность либо умышленно не представит документы, то ФНС будет вправе установить размер неуплаченного налога расчетным методом, который по сути является «рулеткой», т.к. налоговые обязательства могут оказаться как ниже, так и значительно выше фактических. Но в большинстве случаев они оказываются выше.
В таком случае происходит начисление налоговым органом суммы налогов на основе имеющихся у него сведений о проверяемом лице, либо по аналогии (расчетный метод) будет самостоятельно установлен объем налога, подлежащего к внесению в бюджет (Определение Верховного суда РФ от 24 октября 2017 года № 308-КГ17-15031). И это может привести к ощутимым дополнительным начислениям налогов для организации, законность которых сложно оспорить в судебном порядке.
Для начисления налогов расчетным методом налоговики используют:
- первичную бухгалтерскую документацию, контракты, товарные накладные, счет-фактуры и прочие платежные документы от контрагентов, полученные в ходе «встречных» проверок;
- информацию, полученную у государственных органов;
- сведения, полученные в ходе допросов свидетелей.
(См, например, Постановление АС Уральского округа от 23 августа 2017 года по делу № А07-17479/2015).
Рассчитывать на отсутствие претензий со стороны фискального органа налогоплательщик вправе тогда, когда подтверждает свою налоговую базу, в том числе расходы и произведенные налоговые вычеты, документами, соответствующими вышеописанным критериям, в срок, установленный для этого налоговым законодательством.
Подписаться на рассылку по e-mail
Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.