Аналитика

За неинформирование о причинах блокировки счета банк лишат лицензии?

18 июн 2019
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора

credit-card-1104961_960_720.jpg

Банк России в Методических рекомендациях от 22 февраля 2019 года включил в свои надзорные мероприятия по контролю деятельности банков анализ порядка принятия банком решения об отказе в проведении операции/открытии счета и информирования клиентов о его причинах. Теперь банки не могут без письменного объяснения заблокировать расчетные счета клиента. Нарушителей ждут суровые кары, вплоть до отзыва лицензии.  Поможет ли это обуздать настоящую волну блокировки средств клиентов на расчетных счетах – в нашем новом материале. 

        Криминальные деньги есть? А если найду? 

Клиенты крупных российских банков в первом полугодии 2019 года столкнулись со все возрастающим количеством случаев блокировки кредитными организациями их расчетных счетов. Причем, интерес банков вызывают как внесенные на счета деньги неизвестного происхождения, так и то, куда клиенты планируют их потратить. Масштаб таких блокировок стал столь угрожающим, что о проблеме заговорили в российских СМИ, бизнес- и юридических кругах. 

Все дело в т.н. «антиотмывочном законе» (Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Согласно ему, банки обязаны проверять источник происхождения денег своих клиентов и при первых же подозрениях в блокировать счета до тех пор, пока клиент не докажет обратного. В итоге, деятельность юрлиц оказывалась заблокированной на неопределенное время и предприниматели несли убытки. Оказаться в таком положении могли и обычные граждане, у которых из-за подозрительности банковских работников, блокировавших деньги на счету, например, срывалась покупка машины, квартиры или дорогостоящий отдых. 

До недавнего времени позиция банков была «железной». Они, ссылаясь на «антиотмывочный» закон, требовали подтверждения законности любой подозрительной (на их взгляд) операции – от внесения денег на счет до переводов сторонним организациям. При этом, каких-либо объяснений, кроме ссылок на пресловутый «антиотмывочный» закон банки клиентам не предоставляли. Вместе с ростом числа блокировок росло и количество жалоб в Банк России, контролирующий и регулирующий всю банковскую сферу. И рано или поздно  количество не могло не перейти в качество. 

          Отписки больше не прокатят? 

Специалисты Банка России, понимая, что излишняя инициатива кредитных организаций, превратно трактующих ФЗ-№ 115-ФЗ только вредит бизнес-климату в стране и на пустом месте провоцирует возмущение предпринимательского сообщества, в феврале 2019 года выпустили "Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании" (утв. Банком России 22.02.2019 N 5-МР). 

В соответствии с этими рекомендациями (для банков они, как ни странно, носят обязательный характер), банки не имеют права, отказывая клиенту в проведении операции, ссылаться на отсутствие у них обязанности информирования клиентов о мерах, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.  

Также они, руководствуясь Методическими рекомендациями от 22 февраля 2019 г., а также Положением Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г., обязаны включить в свои правила внутреннего контроля порядок информирования физических и юридических лиц о причинах отказа в проведении операции.  Также банки обязаны оповестить клиента о его праве представить в любое подразделение кредитной организации документы или сведения об отсутствии оснований для такого отказа. 

Отдельно в Рекомендациях банкам уточняется, что при указании причин отказа в проведении операции (открытие-закрытие счета, перевод средств), банки не должны ограничиваться отписками, а обязаны предоставить подробные разъяснения того, как клиент может прекратить блокировку. Аналогичные рекомендации даны Банком России в отношении широко применяемых банками ограничений в дистанционном банковском обслуживании. При блокировке Клиент-Банка клиент должен получить исчерпывающую информацию о причинах такой блокировки.

        Самых ретивых лишат лицензии

Отдельно Банк России раскритиковал банки, отказывающие в открытии счетов не на основании комплексно оценки степени риска клиента, а «за компанию». То есть, исключительно на основании полученной информации о том, что клиент уже имеет отказы в проведении операций или открытии счетов. Такую кампанейщину Банк России посчитал недопустимой.  

- Информация об отказах в других банках сама по себе не является основанием для принятия кредитной организацией решения об отказе в проведении операции, открытии счета, должен анализироваться каждый случай и каждый клиент, - уточняют в Банке России.

Если же банк продолжает уклоняться от предоставления информации о причинах отказа в проведении операции или открытии счета, его клиент вправе обратиться с документами не только в сам отказавший в операции или открытии счета банк, но и в межведомственную комиссию при Банке России. И эти обращения будут проверены самым серьезным образом, ведь Банк России отныне включает в свои надзорные мероприятия по контролю деятельности банков анализ порядка принятия банком решения об отказе в проведении операции/открытии счета и информирования клиентов о его причинах. Среди санкций за подобные нарушения для банков – вплоть до отзыва банковской лицензии

Поделиться:
партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности и ТМТ
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*