Аналитика

Заключаем брачный договор в преддверии банкротства. Какие риски это несет?

Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
13 июл 2021

Заключение брачного договора перед запуском процедуры банкротства является для многих бизнесменов попыткой спасти имущество, избежав обращения на него взыскания. Но есть ли риски у подобного способа? Какие последствия могут наступить? Давайте разбираться…

Уведомление кредиторов о брачном договоре: во всех ли случаях обязательно?

Итак, главное: имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Не имеет значения, на кого оно зарегистрировано или за чей счет было приобретено. Но по обоюдному согласию супругов этот режим может быть изменен.

Существенное значение имеет наличие обязательств перед кредиторами и момент их возникновения. Так, например, если кредит был взят после изменения законного режима супружеского имущества, то ставить в известность банки о заключенном брачном договоре не потребуется. Но если супруги решили взять кредит до того, как оформить у нотариуса брачный контракт, то такая обязанность имеется, в том числе при изменении или расторжении брачного договора Дело в том, что на кредиторов супруга-должника не распространяются условия этого договора. И они вправе исходить из равности долей при обращении взыскания на общее совместное имущество.  

Важно понимать, что момент возникновения обязательства не связан с моментом вынесения решения суда, которое подтверждает лишь факт наличия неисполненного долга. Для целей уведомления кредитора нужно исходить именно из даты взятия на себя соответствующего обязательства.  

Каковы последствия неуведомления кредитора после признания супруга банкротом?

Если одного из супругов признают банкротом, то возможны два варианта развития событий. 

Первый – это оспаривание брачного договора. Этот судебный процесс может быть инициирован как финансовым управляющим, так и кредиторами должника. Признать договор недействительным можно как по специальным банкротным основаниям, так и по гражданско-правовым. Нужно, прежде всего, доказать, что заключение супружеского контракта повлекло за собой ущемление прав и законных интересов кредиторов. 

Второй вариант - изъятие у супруга должника общего имущества, которое перешло ему в результате изменения законного режима. Первоначально фин. управляющий направляет супругу требование о передаче имущества. Если тот уклоняется от возврата, то финансовый управляющий вправе через суд потребовать передать такое имущество для включения его в конкурсную массу. В этом случае имущество подлежит продаже в процедуре банкротства с последующей выплатой 50 % от цены реализации супругу должника. Но может возникнуть ситуация, когда супруг уже продал полученное по брачному договору имущество. В таком случае он обязан передать управляющему вырученные от продажи деньги, превышающие то, что причиталось бы ему до заключения контракта (если в реестр включены только личные долги самого должника), либо в полном объеме (если речь идет об общих долгах супругов). Но даже предъявление требования о передаче денег не лишает фин. управляющего возможности истребовать отчужденное супругом должника имущество у третьих лиц. При решении вопросов, связанных с реализацией общего совместного имущества, супруг должника вправе принимать участие в деле о банкротстве, приводить свои доводы и заявлять возражения.  

Например, если для супруга полученная по брачному договору квартира является единственным жильем, то он может в суде заявить ходатайство об исключении ее из конкурсной массы. Суд рассмотрит его с учетом всех имеющихся доказательств и примет решение применять ли исполнительский иммунитет или же нет. Если выяснится, что у должника имеется жилое помещение, в котором он проживает вместе с семьей и это имущество, соответственно, исключено фин. управляющим как единственное жилье для должника и членов его семьи, то оснований для исключения квартиры, принадлежащей супругу должника, у суда не будет. Другое дело, если супруги в разводе и вместе не живут. В этом случае суд может принять решение об исключении жилья, как единственного, для проживания в нем бывшей супруги. 

В заключение отметим, что каждый из двух рассмотренных вариантов может быть использован как отдельно, так и в совокупности. Как показывает судебная практика, оспаривание в банкротном деле брачного соглашения не препятствует предъявлению финансовым управляющим требования к супругу о возврате общего имущества.

Поделиться:
руководитель банкротной практики
Задать вопрос

Подписаться на рассылку по e-mail

Нашу рассылку читают собственники бизнеса, их финансисты, бухгалтеры и юристы. Без спама: в нее включается юридическая аналитика, наша практика, руководства и дайджесты
У вас есть вопрос? Свяжитесь с нами!

Юридическая компания «Центральный округ» поможет решить вашу проблему.


Имя
E-mail*